• Главная
  • Оглавление - 3(29)2017
  • Музей – детям
  • Архетипические образы в детском творчестве
    (по......
  • Архетипические образы в детском творчестве
    (по материалам музейной студии «Зазеркалье»)

    Н.В. Дюндик

    44
  • Статья продолжает публикацию материала в журнале «Художественный музей», 2017, №1 (27), предлагающего интерпретировать некоторые особенности работ воспитанников детской изостудии «Зазеркалье» Новосибирского государственного художественного музея как своеобразные «архетипические» черты их творчества.

    Рассмотрев в первой части статьи постоянные, устойчивые особенности, которые прослеживаются в манере и технике исполнения работ воспитанников «Зазеркалья»[1], обратимся к нескольким сюжетам, особенно любимым детьми, посещающими музейную студию. Наши многолетние наблюдения показывают, что, несмотря на разнообразие предлагаемых тем, существуют мотивы, которые притягивают детей более всего. Они тиражируются, повторяются в работах все новых и новых студийцев. Такие образы не всегда можно соотнести с классическими архетипами К.Г. Юнга, однако зачастую те и другие по своему внутреннему значению находятся в одном семантическом поле.

    Пара снеговиков
    Пара снеговиков
    Милана Щербакова

    Снеговик

    Этот персонаж является одним из самых популярных в работах наших студийцев. Сюжеты из жизни снеговиков во всем их многообразии постоянно представлены в детском творчестве. Нами даже проводилось несколько тематических выставок, где главным героем был этот зимний человечек. Для самых маленьких художников рисование снеговика становится первым весьма успешным опытом изображения антропоморфного существа. Для четырехлетнего ребенка снеговик – не просто сказочный персонаж, но прежде всего человек, которого малыш персонифицирует, наделяет характером и жизненным контекстом. По словам педагога «Зазеркалья» Виктории Анатольевны Мордвинцевой, научившись конструировать форму снеговика (круг, прямоугольник, овал), в дальнейшем дети очень легко могут уже самостоятельно строить более сложные и не статичные образы живого мира и окружающего пространства. Для ребят постарше этот сюжет оказывается настоящим полем для творчества в широком смысле слова.  Снеговик для многих становится поводом для экспериментов в области техник, технологий и даже дизайнерских решений.

    Художник (Музей и Я)

    Эта группа сюжетов объединена нами в одну категорию, несмотря на то, что внутри она довольно неоднородна. Главным критерием объединения послужили даже не столько сами сюжеты, сколько общий контекст подобных работ. Не часто ребенок, приходя в художественную школу или кружок, начинает со временем соотносить свое «Я» с образом художника, а свою жизнь - с изобразительным искусством. Однако в нашей изостудии наблюдается весьма интересный феномен, который можно условно обозначить как «гений места», поскольку сама студия находится в художественном музее и дети с первых занятий погружаются в музейную атмосферу. Вместе с педагогом они посещают постоянную экспозицию классического и современного искусства XVI – XXI веков и открытия разнообразных выставок, обсуждают увиденное, участвуют в мастер-классах, встречаются с настоящими, порой очень известными художниками. Все это создает для каждого ребенка особую среду, которая влияет на его формирование и развитие. В сознании студийцев музей навсегда становится настоящим «храмом искусств», и, самое главное, большинство из них начинает воспринимать себя как художника. Поэтому в творчестве наших воспитанников так много изображений музеев, картин, интерьеров изостудии, портретов художников и автопортретов в образе художника. Музей, его пространства становятся для них также одним из детских «первообразов» (архетипов) взаимоотношений с искусством и миром.

    Выставка Художник, музей и я. Фрагмент экспозиции
    Выставка «Художник, музей и я». Фрагмент экспозиции

    Герой

    К.Г. Юнг выделяет персонаж «Героя» в отдельный архетип. Образ героической, авторитетной, сказочно-мифологической или просто уважаемой личности присутствует в творчестве каждого ребенка, вне зависимости от времени, национальности и возраста. Посещение студии в Новосибирском художественном музее предполагает не только творческие занятия: здесь с детьми ведутся разнообразные образовательные беседы. История искусств, история материальной культуры и культуры родного края, история России и ее традиции – эти темы очень значимы для нас при работе со студийцами. Кроме того, посещение экспозиций музея, где, в частности, представлены живописные произведения героико-исторической тематики, созданные в разные эпохи, также позволяет формировать в сознании ребенка интерес к подобным событиям и личностям.  Порой может показаться, что у современных детей совсем другие герои и даже критерии героизации персонажа, но на практике нами замечено, что при предоставлении воспитанникам расширенной возможности выбора, при их достаточной информированности они чаще всего предпочитают такие образы, которые у большинства людей разных поколений не вызывают дискуссий. «Воин» (дедушка, ветеран), «Лидер» (президент), «Друг» (папа, одноклассник, товарищ по интересам), «Художник», «Музыкант» – таковы наиболее часто встречающиеся устойчивые героические образы в работах наших студийцев последнего десятилетия.

    К числу полюбившихся образов, характерных именно для наших учеников, можно отнести героев сказки Л. Кэрролла «Алиса в стране чудес»: это связано с названием изостудии. Любой ребенок, приходящий в «Зазеркалье», рано или поздно творчески осмысляет эту тему и выбирает какого-либо персонажа Кэрролла для своей работы или серии работ. При этом происходит изучение не только самого литературного сюжета, но и всего контекста, в который погружены действующие лица: эпохи, личности писателя, произведений иллюстраторов, которые в разное время обращались к этому сочинению.

    Лисята на прогулке
    Лисята на прогулке
    Полина Чудинова

    Звери и птицы

    Многообразные персонажи из мира фауны – весьма распространенные сюжеты детского творчества. Наши юные художники также буквально с первых дней пребывания в изостудии интересуются такими образами. Программа знакомства детей с различными животными - от домашних до диких и экзотических -  позволяет научить ребят видеть в природе великое множество идей для творчества. Различные оттенки в окраске зверей и птиц, совершенство их движений, игра света и фактур порой выступают лучшими «учителями» рисования и живописи.

    Несмотря на все разнообразие работ наших студийцев, в них можно увидеть достаточно стабильно повторяющиеся, устойчивые сюжеты, связанные с конкретными представителями животного мира и имеющие, как кажется, гораздо более широкое значение. Лошади, кошки, совы – это самые любимые персонажи наших юных художников.

    На протяжении всей истории цивилизации образ животного занимает прочное место в культуре и искусстве и относится к первообразам. Звери и птицы всегда на бессознательном уровне воспринимались человеком как существа, обладающие недоступными ему физическими и духовными свойствами. Во всех традиционных культурах они зачастую представлены в качестве покровителя, защитника и alter ego самого человека. Что касается названных выше персонажей, то нередко традиционная мифологическая и даже массовая культура транслируют через них понятия о семейных и общественных ценностях (трудолюбие, верность, домашний уют, семья).

    Интересно, что в таких работах многих студийцев (особенно младших) присутствует явно выраженный оттенок автопортретности. Чаще всего в повадках, чертах и характере изображенного животного безошибочно угадывается сам автор. Иногда подобное сходство просто поражает. При беседе с ребенком мы выясняем, что он вовсе не стремился написать свой портрет, а просто рисовал любимого зверя. Но самое поразительное, что при рисовании самого себя (автопортрета) это сходство либо исчезает, либо становится мало заметным.

    Соня Мандрикян - Под водой
    Под водой
    Соня Мандрикян

    Вода

    Тема воды занимает особое место в творчестве наших детей. Морские виды, реки, подводный мир и его обитатели - все это волнует большинство ребят. Многие ученики, посещающие изостудию, постоянно путешествуют с родителями, поэтому для них вода – это не только прекрасные пейзажи, но еще и символ перемещения, отдыха, приключений и свободы.

    Цветы

    Мир растений и природы – обширное поле для детской фантазии. Деревья, леса, цветы украшают и делают живой и искренней любую детскую работу. В таких рисунках дети проявляют желание радоваться окружающему миру и видеть свое место в нем. Умение подмечать маленькие детали и изменения, которые происходят в природе, потребность передать цикличность ее жизни, а, значит, и жизни человека показывают стремление к глубинному, философскому осознанию действительности. Растительные мотивы и орнаменты, изображение деревьев отсылают нас к одному из древнейших символов – Мировому Древу, которое также присутствует во всех архаических культурах. На основе структуры древа построены многие системы, как физические, так и абстрактные; древо символизировало не просто образ мира, но и такие психические свойства как стабильность, устойчивость и равновесие.

    Цветы в работах воспитанников изостудии «Зазеркалье» - одна из сильных сторон их творчества. Многочисленные выставки, которые проводятся в музее и вне его, демонстрируют увлеченное внимание детей к форме, краскам цветов и к тем ярким эмоциям, которые они способны вызвать. Идеальный объект для наблюдения и изображения, цветок также всегда подчеркивает своеобразие характера ребенка, его написавшего. Цветы в работах детей показывают нам весь спектр их темпераментов: от яркого экстравертивного и эмоционального до глубокого, философского и медитативного, словно японская икебана.  Особенно часто наши студийцы выбирают в качестве объекта вдохновения розы. Яркость, разнообразие оттенков и архитектоника этого цветка более всех остальных вызывает детский интерес.

     

    На наш взгляд, предпринятая нами попытка систематизации и осмысления работ музейных студийцев позволяет глубже понимать детское художественное творчество и успешнее помогать его развитию.