Акварели И.И. Ляхова:
из практики музейной атрибуции

18 декабря 2023
С.П. Голикова
Сухое дерево
  Сухое дерево
  И.И. Ляхов
 
 
 

В фондах Новосибирского государственного художественного музея выделяется коллекция графических работ сибирских авторов первой половины ХХ века. Это небольшое собрание обладает большой художественной и научной ценностью. Многие его экспонаты являются раритетными образцами творчества мастеров, значительных для своего времени, чье наследие сохранилось лишь фрагментарно.

Особую роль в становлении этого раздела музейного фонда сыграла деятельность известного искусствоведа П.Д. Муратова, одного из первых научных сотрудников Новосибирской картинной галереи, основанной в 1957 году, ревностного и увлеченного собирателя ее коллекции. В 1960-е годы Павел Дмитриевич предпринял несколько длительных поездок по Сибири, целью которых были встречи с томскими, омскими, барнаульскими, красноярскими, иркутскими художниками, работавшими в 1920 – 1930-е годы, и с их наследниками. Эти удивительные «искусствоведческие странствия» дали ему возможность обнаружить, сохранить и опубликовать уникальные сведения о жизни и творчестве старых сибирских мастеров. Музей же, благодаря этим встречам искусствоведа с художниками, обрел произведения С.Н. Липина, В.М. Мизерова, Н.Ф. Смолина, М.Б. Властовой-Вериго-Чудновской и иных авторов, наследие которых раскрывает основные черты сибирского искусства первой трети ХХ столетия.

В числе таких работ, принятых в музейную коллекцию при непосредственном содействии П.Д. Муратова, находятся акварели красноярского живописца и графика И.И. Ляхова.

Иван Иванович Ляхов родился в 1890 году в Хвалынске (уроженцем этого маленького городка в Саратовской губернии был и К.С. Петров-Водкин) и получил образование в Пензенском художественном училище, одном из старейших и известнейших в России. В годы Гражданской войны он волею судьбы оказался в Сибири и поселился в Красноярске. В 1920-е годы И.И. Ляхов вошел в круг самых активных деятелей культурной жизни этого города. Он экспонировал свои произведения на местных выставках 1923, 1925, 1926, 1927, 1928, 1929 годов, а в 1926 году был избран членом правления группы красноярских художников. В 1927 году Ляхов стал делегатом Всесибирского съезда художников, организованного обществом «Новая Сибирь» в Новосибирске, и участником Первой Всесибирской выставки живописи, скульптуры, графики и архитектуры. В 1933 году он представлял Красноярск на конференции художников Восточной Сибири.

В 1937 году И.И. Ляхов был арестован по политическим мотивам, осужден на десятилетний срок заключения в исправительно-трудовом лагере и скончался в 1944 году. Трагическая участь художника предопределила и судьбу его творческого наследия, почти не дошедшего до наших дней.

Вид на Второй Столб к вечеру (Красноярские Столбы). 1926
  Вид на Второй Столб к вечеру (Красноярские Столбы). 1926
  И.И. Ляхов
 
 
 
Вид на Второй Столб (Красноярские Столбы). 1926
  Вид на Второй Столб (Красноярские Столбы). 1926
  И.И. Ляхов
 
 
 

Произведения И.И. Ляхова, выявленные П.Д. Муратовым, поступили в фонд Новосибирского государственного художественного музея в 1962 году. Перечень сорока трех его этюдов – видов Енисея и его притоков, горной тайги в окрестностях Красноярска – можно найти в книге регистрации даров, заполнявшейся тогда в музее. Авторские надписи на листах сообщают названия изображенных мест: старинных сел Означенное, Шушенское, Иланское, пейзажей по течениям рек Мана, Базаиха, Калтат, панорам Красноярских Столбов и Канского Белогорья. Эмоционально выразительные, наделенные яркой колористической декоративностью, эти этюды свидетельствуют о живом интересе художника к величественной и живописной природе Сибири.

К этой группе произведений И.И. Ляхова со всей очевидностью примыкают два других пейзажа из музейной коллекции – «Вид на Второй Столб к вечеру (Красноярские Столбы)» и «Деревенская улица», долгое время считавшиеся анонимными. По-видимому, они также происходят из семейного собрания, но по неясной причине не были внесены в список подаренных работ и постепенно перестали соотноситься с именем этого художника.

Внешние особенности этих акварелей – качество бумаги, размеры листов со срезанными уголками, чернильные номера, проставленные на лицевой стороне, начертание букв в авторских надписях и почерк в неавторских текстах – аналогичны соответствующим параметрам достоверных произведений И.И. Ляхова. «Вид на Второй Столб», датированный мартом 1926 года, композиционно и колористически близок написанному тремя месяцами позднее пейзажу с таким же названием, хранящемуся в новосибирской коллекции. И в том, и в другом этюде изображены огромные валуны на ближнем плане и темный гребень скалы в центре, на фоне неба; лишь несколько иная точка зрения, избранная художником в более раннем пейзаже, придает ему величественную панорамность, не ощутимую так ясно во втором листе. В принадлежности обеих акварелей одному автору убеждает и сходство их цветового решения с преобладанием глубоких фиолетовых и насыщенных, сгущающихся до черноты синих тонов.

В момент разлива. Река Кача. 1936
  В момент разлива. Река Кача. 1936
  И.И. Ляхов
 
 
 
Деревенская улица
  Деревенская улица
  И.И. Ляхов
 
 
 

«Деревенская улица» варьирует мотив сельских построек в широком пейзажном окружении, встречающийся в работах Ляхова «Залив. Село Новоселово», «В момент разлива. Река Кача». В их колорите также немало общего, а характерный прием дополнения акварели мелкими гуашевыми мазками совпадает с манерой исполнения этюда «Сухое дерево», имеющего авторскую подпись. Все сказанное дает основание считать авторство И.И. Ляхова установленным.

В 2023 году эти две акварели, наряду с другими экспонатами, были представлены на очередной выставке из серии «Атрибуция в музее», знакомящей посетителей Новосибирского государственного художественного музея с некоторыми результатами многолетнего исследовательского труда хранителей его фондовых коллекций.