Всё о графике

18 декабря 2023
Н.В. Харса
На открытии выставки «Всё о графике» в АРТ-Центре «Красный». Художники В.И. и А.И. Беляевы
  На открытии выставки «Всё о графике» в АРТ-Центре «Красный». Художники В.И. и А.И. Беляевы
 
 
 

Осенью 2023 года в АРТ-Центре «Красный» состоялась выставка «Всё о графике», которая стала частью большого юбилейного проекта «Живописный актив», посвященного 90-летию Новосибирского отделения Союза художников России. Она была сформирована при финансовой поддержке Президентского фонда культурных инициатив и в партнерстве с министерством культуры Новосибирской области и Новосибирским региональным отделением Союза художников России. Участниками проекта выступили Искитимский городской историко-художественный музей, Ордынский историко-художественный музей, Колыванский краеведческий музей, Городской центр истории Новосибирской книги имени Н.П. Литвинова, салон «АнтиквариатЪ на НиколаевскомЪ» и частные коллекционеры.

История деятельности новосибирских художников-графиков и акварелистов нашла здесь отражение в произведениях большого хронологического диапазона – от листов Степана Липина и Григория Ликмана, относящихся к 1920 – 1930-м годам, до работ наших современников, зачастую использующих только средства диджитальной графики. Кураторы проекта Ульяна Новикова и Анна Муравьева расставляли акценты на предназначении уникальной и тиражной графики, а также на конкуренции между графикой и живописью как видами искусства. В экспозицию подбирались гравюры, афиши, книжные иллюстрации, которые сопоставлялись с акварельными работами новосибирских художников.

Автопортрет
  Автопортрет
  С.Н. Липин
  Частная коллекция
 
 
 

Наиболее ранними экспонатами выставки стали небольшие по формату ксилографии С.Н. Липина, выполненные приблизительно в 1928 – 1930 годах, в период сотрудничества художника с журналом «Настоящее».  Липин самостоятельно осваивал технику гравюры на дереве, приспосабливая для создания оттисков родные «березы и тополя», за неимением в Сибири пальм для досок торцовой ксилографии.

Традиции искусства акварели отражались на выставке в работах Г.Г. Ликмана, Н.Д. Грицюка, О.Л. Гинзбург, А.В. Кузьмина, И.П. Попова, А.А. Юзенаса.

Акварели Г.Г. Ликмана, собранные для экспозиции в частных коллекциях, раскрывали его творчество с мало знакомой зрителю стороны. Певец революционного пафоса в живописи, в рисунках он предстает легким, наблюдательным и ироничным автором, для которого природа, окружающая среда, свет и цвет служат настоящими источниками вдохновения. Очень интересна предоставленная салоном «АнтиквариатЪ на НиколаевскомЪ» пара его акварелей «В старом Самарканде», не имеющих точной датировки. В произведениях советских художников на темы Средней Азии всегда подчеркивалась восточная экзотика: пестрота одежды, яркость солнечного света, контрастность теней. Работы Ликмана, исполненные в этой стилистике, выглядят оптимистичными и нарядными, особенно рядом с изображениями сибирской природы.

Большая коллекция ранних произведений Н.Д. Грицюка находится в фондах Ордынского историко-художественного музея. В них прослеживается переход от первоначальной реалистической манеры мастера к образно-абстрактному восприятию окружающей действительности в его зрелом творчестве.

Нежная «женская» графика О.Л. Гинзбург, решенная в теплых и ярких тонах искусства времен «оттепели», часто была посвящена миру мам и детей. Исполненные ею акварели «Сказка» и «Мальчики» представил на выставке Ордынский музей, два женских портрета ее кисти – «Лидия» и «Молодая работница» – показал Искитимский городской историко-художественный музей.

Яркие акварели И.П. Попова на любимую им тему сибирской жизни были предоставлены салоном «АнтиквариатЪ на НиколаевскомЪ».  Особенно характерным для творчества художника можно назвать продемонстрированный в экспозиции «Мужской портрет», изображающий коренного северянина в национальном костюме. Вероятнее всего, он был создан во время поездки автора на Таймыр во второй половине 1960-х годов, в качестве подготовительного этюда для будущего живописного произведения.

Нефтекомбинат зимой. 1973
  Нефтекомбинат зимой. 1972
  М.С. Омбыш-Кузнецов
  Новосибирский государственный художественный музей
 
 
 

Художники следующего поколения, учившиеся у мэтров, – В.С. Бухаров, Е.И. Коньков и М.С. Омбыш-Кузнецов – перебрасывают мостик к современным акварелистам. В их творчестве по-разному выразилось влияние Грицюка: от восхищения техническими ритмами в реалистических промышленных пейзажах Омбыш-Кузнецова до экспрессивной абстракции в композициях Бухарова и Конькова. На выставке была представлена серия акварелей М.С. Омбыш-Кузнецова, написанная в творческой командировке на Омский нефтеперерабатывающий завод. Его листы «И дым Отечества», «Нефтехим», «Нефтекомбинат зимой» в чем-то перекликаются с акварелями Н.Д. Грицюка посвященными строящемуся Новосибирску. В них заметны то же любование тектоникой стройки, тот же поиск орнаментальности в повторяющихся ритмах и членениях – но не переходящий за грань реализма.

Акварель пользуется заслуженной любовью у современных новосибирских художников – А.В. Жукова, А.И. и В.И. Беляевых, В.В. Иванкина. Довольно интересно выглядит серия «тихих» геометрических абстракций А.В. Жукова, обычно столь яркого и напористого в своих живописных работах.

На выставке были весьма разнообразно представлены жанры и техники гравюры, столь популярной в 1960 – 1970 годы и почти оставленной современными художниками. Мастера, составившие в 1970-е годы славу новосибирской графики: В.А. Николаев, Н.И. Домашенко, Л.А. Серков, В.К. Колесников, Е.И. Коньков, Б.И. Коньков, Я.Я. Яковлев, В.К. Чебанов, Б.М. Кременский, Л.Л. Хорошко – работали в техниках офорта, мягкого лака, цветной линогравюры, литографии. Сейчас в Новосибирске гравюрой занимаются М.Н. Гнучевская и Я.Г. Богданова. Обе художницы показали на выставке листы большого формата, с применением новаторских техник. У Яны Богдановой абстрактная композиция выполняется посредством создания матрицы на фанерном листе. У Марии Гнучевской в одной работе сочетаются монотипия, ксилография и линогравюра.

Иллюстрация к «Тувинским сказкам». 1970
  Иллюстрация к «Тувинским сказкам». 1970
  Л.А. Серков
  Городской центр истории Новосибирской книги
имени Н.П. Литвинова
 
 
 

Особый раздел выставки образовали работы новосибирских художников-иллюстраторов, исполненные для Западно-Сибирского книжного издательства и хранящиеся, в основном, в коллекции Городского центра истории Новосибирской книги. Самыми признанными мастерами новосибирской книжной графики можно считать Л.А. Серкова, Э.С. Гороховского и А.Д. Шурица. Оформленные ими издания по праву занимали призовые места на всесоюзных и всероссийских выставках искусства книги. Поражают умение Гороховского работать в любой технике – гравюры, карандаша, гуаши – и его способность легко варьировать тематику книжных иллюстраций – от народных сказок до стихов детских поэтов. В работах Серкова ясно прослеживается его индивидуальность, которую искусствоведы иногда связывают с воздействием «сурового стиля»: его произведениям присущи композиционная четкость, обобщенность и статичность фигур. Вместе с тем бросается в глаза некий «символизм», которого неизменно придерживался художник: его персонажи, будь то революционные матросы или тувинские сказочные герои, словно носят собирательные образы-маски, закрывающие собой лицо реального человека.

Помимо этих авторов на выставке были представлены другие мастера, регулярно сотрудничавшие с Западно-Сибирским книжным издательством: Х.А. Аврутис, Ю.М. Ефимов, В.К. Колесников, В.А. Авдеев, В.Н. Лагуна, В.П. Коняшев, Г.С. Якубовская, а также современные иллюстраторы С.М. Меньшиков, Е.В. Третьякова.

Особой линией в современной новосибирской графике видятся творческие поиски В.П. Мандриченко. В его серии «Посвящение Басё» японский поэт выступает лишь в качестве отправной точки для фантазии художника, причудливо и тонко запечатляющего воображаемый мир.

Отдельный, хотя и не самый наполненный раздел выставки составили произведения новосибирских плакатистов: В.П. Мандриченко, С.С. Мосиенко, М.В. Паршикова. Его стилистические границы простирались от вполне традиционных афиш «Красного факела» до «Визиток русских писателей», созданных тандемом Мосиенко и Паршикова. Эти большие по размеру композиции, напечатанные полиграфическим способом на баннерной ткани, соединяют в себе фамилию знаменитого писателя с символическим элементом, воплощающим его известность. Как всегда в плакате, здесь все работает на зрителя: узнаваемость образа, лаконизм и четкое попадание в ожидания аудитории.

Сеньора Гильмерина, Хикотея и Саманта Иисус. 2016
  Сеньора Гильмерина, Хикотея и Саманта Иисус. 2016
  Е.В. Третьякова
  Собственность автора
 
 
 

Среди тех, кто представляет графику Новосибирска сегодня, – рано ушедший из жизни С.В. Беспамятных, В.В. Мартынов, К.А. Скотников, Е.Г. Назимко, Е.В. Молодин, Т.Ю. Киримова, уже упомянутые Я.Г. Богданова, Е.В. Третьякова, М.Н. Гнучевская. Современная графика многолика – от тихих, камерных вещей Марии Гнучевской до кажущихся монументальными, независимо от формата, промышленных пейзажей Татьяны Киримовой. Фотографически точные карандашные рисунки Евгения Молодина всегда поражают зрителей своим реализмом, в то время как механические киты – любимая тема Сергея Беспамятных – никогда не существовали нигде, кроме воображения автора.

Одно из неоспоримых достоинств юбилейных выставочных проектов – возможность оценить то разнообразие жанров, техник и трактовок, которые постоянно возникают благодаря творческой настойчивости художников. Выставка в АРТ-Центре «Красный», посвященная 90-летию Новосибирского регионального отделения Союза художников России, только подтверждает этот опыт.