Два пространства

18 декабря 2023
В.О. Назанский
Фотограмма №74. 1998
  Фотограмма №74. 1998
  Э.С. Гороховский
  Собрание семьи художника
 
 
 

В декабре 2023 года в Новосибирском государственном художественном музее открылась выставка «Два пространства». Впервые в Новосибирске на ней совместно представлено творческое наследие Эдуарда и Евгения Гороховских. Оба художника, отец и сын, оставили заметный след в культуре города. И каждый из них создал свой мир, свое пространство.

Эдуард Семенович Гороховский (1929 – 2004) – известный советский и российский художник, классик московского романтического концептуализма и соц-арта, пионер российского «photo-based art». Всю свою жизнь он находился в состоянии творческого поиска, осваивал разные техники, разные области искусства: участвовал в росписи интерьера кафе «Спутник» в Новосибирске (впоследствии уничтоженной), занимался графикой, книжной иллюстрацией, сценографией, живописью, соединением живописи и фотографии (придумал свой метод переноса фотографии на офортную доску и использовал фото для создания шелкографии в живописи), фотоколлажем, литературой (его автобиографическая книга «Рейс 720. Новосибирск – Москва» вышла в 2003 году).  Его изображение Сталина, составленное из 2488 портретов Ленина, стало классикой соц-арта. Эдуард Гороховский вошел не только в региональную, но и в глобальную историю искусства. Его работы хранятся в собраниях Государственной Третьяковской галереи, Государственного Русского музея и Государственного музея изобразительных искусств имени А.С. Пушкина, в Московском музее современного искусства, в Государственном музее искусств (Дрезден), галерее Альбертина (Вена), музее Альфа-Кьюбик (Токио), музее Сюрмонда-Людвига (Аахен), художественном музее Зиммерли (Нью-Джерси) и во многих других государственных и частных коллекциях, включая Новосибирский художественный музей.

Творческую жизнь Э.С. Гороховского можно условно разделить на три периода: новосибирский, длившийся двадцать лет (1954 – 1974), московский (1974 – 1991) и немецко-московский: художник жил во Франкфурте-на-Майне, но сохранял московскую мастерскую и ежегодно часть времени проводил в Москве. Он стал известной фигурой в искусстве конца ХХ века, но всё начиналось в Новосибирске.

Сто умов. 1967. Иллюстрация к книге А. Гарф, П. Кучияка «Ак-Чечек – Белый Цветок
  Сто умов. 1967
Иллюстрация к книге А. Гарф, П. Кучияка
«Ак-Чечек – Белый Цветок»
  Э.С. Гороховский
  Новосибирский государственный художественный музей
 
 
 

В Новосибирск Э.С. Гороховский попал по распределению, окончив с красным дипломом архитектурный факультет Одесского строительного института. Занятия архитектурой продлились пару лет, после чего он, по его собственным словам, «ушел в свободное, но рискованное плавание в океан под названием “изобразительное искусство”» [1, с. 115]. Художник вспоминал: «В Сибири я встретился с людьми, которые приобщили меня к искусству, о котором в институте, при жестком идеологическом контроле, даже не упоминалось. Открытием для себя импрессионизма, экспрессионизма, кубизма, русского авангарда я обязан, прежде всего, замечательному художнику Николаю Грицюку. Я считаю его своим по-настоящему первым учителем, который открыл мне глаза на многие вещи в искусстве» [1, с. 115].

С 1955 по начало 1990-х годов Эдуард Гороховский занимался книжной графикой – его работы в этой области стали частью истории сибирской книги. Со временем фокус творческих интересов художника смещался в сторону живописи, станковой графики, фотографии. После переезда в Москву он влился в группу «Сретенский бульвар», его товарищами и собеседниками оказались Виктор Пивоваров, Илья Кабаков, Эрик Булатов. С течением лет Гороховский стал известным художником-концептуалистом, в таком качестве он вошел в историю современного искусства. Но его работа как книжного графика все же не забылась.  В 2005 году в Москве, в Государственном литературном музее имени В.И. Даля на Зубовском бульваре, состоялась выставка «В стране чудес». Она показала зрителям Э.С. Гороховского как блестящего иллюстратора детской литературы – книг Г.В. Сапгира, Э.Э. Мошковской, Г.А. Балла, А.М. Волкова, Л. Кэрролла, сказок Ш. Перро, В. Гауфа и братьев Гримм. А в 2019 году, к 90-летию со дня рождения художника, Новосибирский государственный художественный музей совместно с Городским центром истории новосибирской книги имени Н.П. Литвинова организовал выставку «Мастер сказочных страниц». Основной акцент в ее экспозиции был сделан на иллюстрациях Э.С. Гороховского, выполненных для Новосибирского книжного издательства.

На выставке «Два пространства» наряду с ранними произведениями мастера, принадлежащими Новосибирскому художественному музею, экспонируется и его поздняя графика, любезно предоставленная старейшей московской галереей «Файн Арт».

Евгений Эдуардович Гороховский (1951 – 2021) – замечательный театральный художник, работавший в новосибирском театре «Красный факел», впоследствии стал одним из основоположников отечественного фотореализма, которому он придал особое метафизическое и созерцательное звучание. Критики определяли его стиль как «магический реализм».

Эскиз декорации к спектаклю по пьесе М.Ф. Шатрова «Большевики». 1977
  Эскиз декорации к спектаклю по пьесе
М.Ф. Шатрова «Большевики». 1977
  Е.С. Гороховский
  Новосибирский государственный художественный музей
 
 
 

Художник родился в Одессе, рос в Новосибирске, учился в Москве, где провел заметную часть жизни. Его творческое самоопределение проходило в благодатном коммуникативном пространстве, в общении с мэтрами нонконформистского искусства, единомышленниками его отца. Значительное воздействие на него также оказали восточная философия и эзотерика.

В творческом методе Евгения Гороховского фотография, понимаемая как «цитата действительности», была отправной точкой. Однако смысловой акцент делался не на достижении фотографического сходства средствами живописи и даже не на социокультурной реальности, а на действительности более высокого порядка. Фотореализм для него – способ письма. Из сотен фотографий отбирались лишь те, которые, по мысли автора, «подают знак о себе», открывают особую энергетическую структуру. Свою задачу художник видел в выявлении «потаенных смыслов, сокрытых в мире фотообразов».

Внутренняя тема многих работ Е.Э. Гороховского – это обнаружение метафизического начала в картинах физического мира, обозначение его с помощью особых знаков, символов, геометрических орнаментов. Орнаментальная геометрия, внедренная в его живописные композиции, напоминает о разумном устройстве бытия по первоначальному плану, о присутствии общей гармонии в этом печальном мире. Сюжетные мотивы произведений этого автора воспринимаются уже не обыденной реальностью, а наплывающими знаковыми видениями, завораживающими зрителя. Евгений Гороховский создал собственный художественный мир со своей образностью, стилистикой, тематикой, со своей характерной интонацией. Его творчество пронизано ностальгией по небу, гармонии и смыслу.

Все на свете меняется – это единственная постоянная вещь. 2004
  Все на свете меняется – это единственная постоянная вещь. 2004
  Е.С. Гороховский
  Собрание семьи художника
 
 
 

В своих работах он стремился к глубине смыслового и временного пространств, к разномасштабности, понимаемой как сочетание «вечного» и мимолетного времени, к стилевому конфликту между плоскостным и объемно-иллюзорным, документально-фотографичным и условно-геометричным. Художник избегал пафосности и прямолинейности, не хотел, чтобы картина потеряла элемент недосказанности. Он постоянно думал о том, какой должна быть его живопись – внешне предельно ясной, внутренне наполненной мистическими смыслами, геометричной, но не по линейке и циркулю, немного «влажной, хаотичной, незаконченной», «ассоциативно-чувственной», со «сгустками живописи или точками концентрации», но при этом безупречно сделанной. «Картина должна быть драгоценностью», – формулировал художник в своих дневниковых записях. Писал Евгений Гороховский и о смысле своих произведений, о том, что он в них вкладывал, как он их понимал и чувствовал.

На выставке в Новосибирске представлены не только живописные работы художника, которые сейчас бережно хранятся его женой, Людмилой Николаевной Гороховской, но и авторские тексты к конкретным экспонатам, оригиналы которых также находятся в семейном архиве. Благодаря им зрители получают возможность заглянуть в творческий мир живописца, лежащий по ту сторону дежурной моды и злобы дня. 

Выставка «Два пространства» – не только репрезентация творчества Эдуарда и Евгения Гороховских, двух известных художников, личностно сформировавшихся и работавших в Новосибирске, но и жест художественного самосознания города, осмысляющего свое культурное наследие.

Литература:


1 1. Эдуард Гороховский. Границы прямоугольника – мое безграничное пространство : [Каталог выставки] / Гос. Русский музей. [Санкт-Петербург] : Palace Editions, 2004. 120 с.