Васильевский остров

18 декабря 2023
В.О. Назанский
Нева. 2023
  Нева. 2023
  Ю. Сопина
  Собственность автора
 
 
 

Одним из самых заметных и привлекательных событий в зимней афише Новосибирского государственного художественного музея можно назвать выставку «Васильевский остров» – совместный кураторский проект Владимира Назанского (Санкт-Петербург) и Ольги Буевой (Липецк), который будет представлен зрителям в феврале 2024 года.

Васильевский остров – наверное, самый известный и узнаваемый район Петербурга, знаковое пространство с особой атмосферой, насыщенное историей и культурой, окруженное воздухом и водой. Задачи выставки, посвященной ему, – не исторические (хотя история там на каждом шагу) и не иллюстративно-пейзажные (хотя пейзажи входят в состав экспозиции). Задачи ее, прежде всего, собственно художественные. Выставка также дает представление о Васильевском острове как об одном из мест, где рождается и живет современное искусство – вот уже триста лет, в любой период своего века.

На этом острове, сопоставимом по населению с Венецией, искусство укоренялось с петровских времен. Именно здесь был открыт первый в России музей – Кунсткамера, затем, при Екатерине II, основана Академия художеств, а сейчас еще образован и Факультет искусств Петербургского университета. Пусть по ходу драматического ХХ века Васильевский остров утратил роль основного средоточия искусства, но художественная жизнь – и официальная, и неофициальная – здесь не прекращалась. Здесь Натан Альтман писал свой знаменитый портрет Анны Ахматовой, Павел Филонов снимал комнатку, будучи вольнослушателем Академии (пока его оттуда не изгнали), преподаватель ВХУТЕИНа (временно переименованной Академии) Кузьма Петров-Водкин продолжал разрабатывать свою сферическую перспективу. Здесь восемнадцать студентов ВХУТЕИНа в 1926 году создали объединение «Круг художников». Здесь же в годы послевоенного сталинизма зародился ленинградский андеграунд в лице ОНЖ (Ордена нищенствующих живописцев), вошедший в историю под названием «Арефьевский круг», а в середине 1980-х возникло объединение «Митьки». Дмитрий (Митя) Шагин и Владимир Шинкарев – потомственные василеостровцы, носители петербургской «хтони». В 1994 году жившие на Васильевском острове художник Феликс Волосенков и искусствовед Михаил Герман (старший брат кинорежиссера Алексея Германа) придумали и реализовали провокативный проект «Санкт-Петербургская академия современного искусства бессмертных».  Особая интрига заключалась в том, что в академии было только сорок мест, занятых действительно очень хорошими художниками. Академия не была официальной институцией, не подразумевала каких-либо благ и привилегий, но не вошедшие в ее состав художники волновались и ждали очереди.

Вид на Неву с Троицкого моста. 2022
  Вид на Неву с Троицкого моста. 2022
  В. Леонтьева
  Собственность автора
 
 
 

Васильевский остров стал излюбленной темой для художников петербургского романтического экспрессионизма (а для кого-то из них и местом локализации), безнадежно влюбленных в цвет и объединившихся в творческое сообщество «Безнадежные живописцы» вокруг неформального лидера Анатолия Заславского – художника, писателя, рассказчика, аналитика, учителя. Многие участники выставочного проекта «Васильевский остров» являются его друзьями, учениками, товарищами. Среди них – Роберт Лотош, Арон Зинштейн, Алла Давыдова, Юлия Линцбах, Юлия Сопина, Вероника Леонтьева, Илья Овсянников, Даниил Троянов. Но все-таки кураторы выставки, стремясь к большему разнообразию, не стали ограничиваться этим обаятельным кругом и в меру возможностей постарались представить в русле выбранной темы и других значительных и ярких художников Васильевского острова.

Особое место среди них занимает Николай Сажин – один из столпов современного петербургского искусства, апостолов обновления художественного языка и творческой свободы на закате развитого социализма. Сажин был единственным выпускником Академии художеств, участвовавшим в знаменитой выставке нонконформистского искусства в ДК имени Газа. Он не боялся развивать свой индивидуальный стиль с элементами гротескного и фантастического, с чернильным колоритом и причудливым симбиозом растительных и физиологических форм, с темами любви и смерти, эроса и танатоса. Сажин получил известность еще в годы перестройки. В 1991 году он приобрел мастерскую на Васильевском острове, в доме на берегу залива, на 16-м этаже, где жил и работал до самого конца. Он умер буквально с кистью в руке и был предан земле на Смоленском кладбище, мимо которого не раз проходил при жизни. Николая Сажина можно рассматривать во многих контекстах. Его помнят как художника и педагога. Он был (как и Анатолий Заславский, Арон Зинштейн, Латиф Казбеков) академиком Санкт-Петербургской академии современного искусства, преподавателем Училища имени Мухиной (ныне Академия имени Штиглица), был также консультантом при формировании базовой коллекции Музея современного искусства Эрарта на Васильевском острове.

Фигура, благословляющая пейзаж. 2007
  Фигура, благословляющая пейзаж. 2007
  Н. Сажин
  Собственность семьи художника
 
 
 

Другого художника, представленного на выставке, Александра Косенкова, Сажин ценил как колориста. Симпатия не успела перерасти в дружбу, но через пару лет их навсегда объединило Смоленское кладбище. Жизнелюб и трудяга Косенков умел радоваться цвету и свету, любил Европу, Петербург и особенно Васильевский остров, где состоялась его первая персональная выставка. В его работах – повышенное звучание цвета, радость бытия и художественный кураж. Индекс узнавания его манеры – стопроцентный, как, впрочем, и у остальных участников выставки.

В доме на улице Наличной, недалеко от метро Приморская, живет и работает в своей мансарде Алла Давыдова, гобеленист и живописец, заслуженный художник еще с советских времен, человек универсальной европейской культуры. Путешествуя по городам старой Европы, она повсюду находит «гений места». В ее работах, выстраивающихся в большой цикл «Города и годы», нередко бывают запечатлены знаковые архитектурные объекты, например, кампанила на площади Сан-Марко в Венеции. Петербург и особенно Васильевский остров нередко сравнивают с Венецией, и появление венецианских работ Давыдовой на выставке напоминает об этих параллелях.

На Васильевском острове жил, работал и умер своеобразный художник Юрий Гусев, участник группы «Эрмитаж», преподаватель Театрального института. Члены этой группы анализировали произведения классической живописи в Эрмитаже, сосредотачивая внимание на их композиционном каркасе. Особенно их волновали невидимые линии композиции, которые они пытались выявить в своих осовремененных версиях классики. Чем дальше отходил Гусев от этих задач, тем интересней он становился как художник. В жизни он любил два места – реку Мста в Новгородской области и Васильевский остров. На Васильевском острове он жил, а писал либо деревню на Мсте и ее окрестности, где ездил по лугам на велосипеде, либо друзей-художников, среди которых можно узнать Анатолия Заславского, Бориса Борща, Владимира Паршикова.

Анатолий Заславский, исходивший ногами весь Васильевский остров вдоль и поперек, представлен на выставке не только пейзажами, но и удивительным портретом своего ученика Ильи Овсянникова. Запоминающийся образ самого Заславского мы видим в работах других художников. Обаяние, поэтический облик (длинные седые волосы, бордовые брюки, вдохновенное лицо с трамплином широкого носа), общепетербургская известность и любовь окружающих обрекают его на роль модели. На выставке показаны не только его живописные портреты, но и исключительной пластической выразительности скульптурный портрет работы Роберта Лотоша.

Сенатская площадь. 2021
  Сенатская площадь. 2021
  А. Заславский
  Собственность автора
 
 
 
Конногвардейский бульвар. 2021
  Конногвардейский бульвар. 2021
  А. Зинштейн
  Собственность автора
 
 
 

Заславский и Лотош – старинные друзья и по Васильевскому острову, и по общему пониманию искусства.  Лотош, как и Заславский, – человек, создавший свой мир. Это сразу ощущаешь, когда заходишь в его мастерскую во флигеле, во дворе на 12-й линии. Пластически лаконичный, брутальный стиль его деревянных скульптур мгновенно узнаваем. Лотош стремится передать скорее сущность, чем внешнее подобие. Суровую обобщенность формы он нередко смягчает введением цвета. Портрет Заславского – с мягким перетеканием объемов, отполированной поверхностью, внутренним и внешним сходством, выполненный с внимательностью, пониманием и предельным перфекционизмом – исключение из обычного «рубленого» ряда работ скульптора.  Несомненно, это шедевр, место  которому в  Русском музее.

Интересно, что василеостровская скульптура представлена в экспозиции почти во всех мыслимых материалах – дереве, камне, бронзе, керамике. Дерево и камень Лотоша разнообразят бронзы Ирины Ярошевич (вдовы Юрия Гусева), Федора Крушельницкого и Владимира Цивина. Ирина Ярошевич, художник и преподаватель, уверенно и профессионально работает в стиле классического, устоявшегося в течение ХХ века, экспрессионизма. Федор Крушельницкий, родившийся на Донбассе, всю свою осмысленную жизнь, начиная со студенчества в Училище имени Мухиной, связал с Петербургом. Он уже давно василеостровский житель. Его нередко называют скульптором-философом. Его лаконичные и монументальные, независимо от размеров, работы нередко обращены к ранней советской истории, их можно интерпретировать как своего рода памятники революции в иронически-эпическом ключе. Выверенным геометризмом форм отличаются работы Крушельницкого и на другие темы, прежде всего музыкальные.

Оттепель на Васильевском острове. 2023
  Оттепель на Васильевском острове. 2023
  Р. Монахов
  Собственность автора
 
 
 

На выставке экспонируются также две бронзовые скульптуры Владимира Цивина, выполненные в архаизирующей стилистике, словно сделанные тысячи лет назад.  Владимир Цивин – художник большой культуры, путешественник во времени и пространстве, вдохновленный неолитическим кикладским искусством, древним Востоком, архаической античностью. Лаконичные пластические объекты Цивина словно замерли в предстоянии перед вечностью, как египетский писец Каи или шумерский правитель Гудеа. Их объединяет не столько поза, сколько общая атмосфера углубленной созерцательности. Васильевский остров с привезенными А.С. Норовым из Египта сфинксами на набережной Невы перед Академией художеств способен работать как машина времени. В 1991 году, купив мастерскую в доме у залива, на верхнем этаже, в одном подъезде с Волосенковым, Цивин окончательно стал василеостровцем. За его окном ежедневно разыгрывается мистерия солнечного заката на море, вдали чуть угадываются очертания купола Морского собора в Кронштадте и темные силуэты кораблей. Кажется, из этих световых потоков над морем рождаются пластические образы художника. Владимир Цивин – лауреат международного конкурса современной художественной керамики в итальянской Фаэнце и победитель международного конкурса на проект памятника Иосифу Бродскому, который планировали поставить на Васильевском острове, на Университетской набережной.

К керамической скульптуре можно отнести шамот Алексея Воробьева – самого молодого участника выставки, несколько лет назад окончившего скульптурное отделение Академии художеств. Шамот –это измельченная глина, обожженная в специальной печи при температуре в 1500 градусов. По прочности его можно сравнить с камнем.  Воробьев применяет навыки классического образования в подходе к образам современности, ищет свой пластический стиль.

Скульптура является выразительной, но небольшой частью экспозиции, в которой преобладает живопись. Художники участвуют в ней кто одной, кто тремя-четырьмя работами. Больше других – Юлия Сопина и Арон Зинштейн. 

Арон Зинштейн, создатель авторской версии петербургского романтического экспрессионизма, доходящей до грани наивного искусства, отличается эмоциональной непосредственностью, искренностью и свободой художественного языка. Замечательный мастер гуаши представлен на этой выставке как живописец, причем, не только станковой живописью, но и монументальной – на огромных баннерах. Зинштейн – художник, которого любят. Исаак Кушнир издал более сорока альбомов в серии «Авангард на Неве». Многие из них еще лежат на складе, но альбом Арона Зинштейна, как и альбом Анатолия Заславского, разошелся полностью, то есть весь тираж.

Собака. 2021
  Собака. 2021
  В. Шинкарев
  Собственность автора
 
 
 

Особое внимание в экспозиции уделено и Юлии Сопиной, не только потому, что она много лет живет и работает на Васильевском острове, на 16-й линии.  Юлия Сопина – яркая, непредсказуемая, ни на кого не похожая художница, умеющая удивлять и радовать, «смотреть и молчать», развиваться, следуя не моде, а своей творческой интуиции. Она не придумывает картины, за каждой ее работой стоит факт внутреннего события. Композиция, цвет, фактура, контрасты плотности служат не только для создания декоративного и экспрессионистического эффекта, но для выражения чего-то большего, сопоставимого с состоянием поэзии, сна, молитвы. Работы Сопиной обладают эмоциональной насыщенностью, они – свидетели ее чувств, мыслей, земной василеостровской жизни.

Наверное, ее стилистической противоположностью на выставке можно назвать Рубена Монахова. Кажется, в его произведениях, имеющих филигранную графическую основу, гармония поверена алгеброй, сдержанные цветовые плоскости земли, неба, воды, архитектуры точно вымерены и согласованы, залиты ровным и скудным петербургским светом.

Эта тема зыбкого петербургского света и наплывающих сумерек звучит в небольших аскетичных, созерцательных работах одного из самых харизматичных василеостровских художников – Владимира Шинкарева, придумавшего «Митьков», которые стали целой молодежной субкультурой рубежа 1980-1990-х годов, когда каждый второй говорил митьковские мемы – «дык», «елы-палы» и др. Шинкарев составил словарь митьков, написал книги «Митьки» и «Конец митьков». Со временем, отойдя от веселого митьковского стеба, он стал тончайшим живописцем, по месяцу работающим над картиной, мастером петербургской «хтони», мерцания, свечения, растворения… Видимо, возобладали паттерны простого «маргинализированного питерского богоносца», как иронично определил свой социокультурный тип автор.

Сумеречный, ночной Петербург предстает и в работах художника Владимира Хахо, считающего, что «на Васильевском острове даже двери скрипят по-иному».

На выставке показано более девяноста произведений двадцати четырех художников. Это не только сплошь зрелые мэтры, но и относительно молодые авторы, не застывшие в выработанной манере, ищущие, развивающиеся, с меняющейся стилистикой – Илья Овсянников, Даниил Троянов, Алексей Воробьев.

Васильевский остров. 6-я линия. 2023
  Васильевский остров. 6-я линия. 2023
  Д. Троянов
  Собственность автора
 
 
 

Илья Овсянников, выпускник и преподаватель Академии имени Штиглица, уже приобрел определенную известность как ученик Заславского, а после перехода от цветной к монохромной живописи его заметило и одобрило арт-сообщество. Васильевский остров, на котором он живет, – характерная тема пейзажей Овсянникова. За каждым его шагом в искусстве благожелательно следят в социальных сетях.

Недавний выпускник Академии имени Штиглица и тоже ученик Заславского, сибиряк по происхождению, Даниил Троянов, художник, музыкант и поэт, в противоположность Овсянникову предпочитает насыщенный, плотный цвет, пастозную манеру письма, обладает другим художественным темпераментом.

Помимо объективных петербуржцев на выставку попали два гостя, два «внутренних» петербуржца – ярославец Антон Братыкин и москвич Илья Комов, декоративный художник, академик, с шестнадцати лет регулярно бывающий в Питере, друг поэтов и музыкантов, специально приезжавший этим летом и осенью писать Васильевский остров.

Выставка задумана как встреча с петербургскими художниками, связанными с Васильевским островом видимыми и невидимыми нитями. Между ними есть стилевые общности, но каждый автор – это отдельный художественный мир.