Сибирский керамический фестиваль:
страницы истории

19 декабря 2023
Н.В. Мельникова
Ю.А. Неупокоев, исполнительный директор Международного сибирского фестиваля керамики
  Ю.А. Неупокоев, исполнительный директор Международного сибирского фестиваля керамики
 
 
 

Сибирский керамический фестиваль в Новосибирске родился во времена постперестроечной свободы, осознанно и вдохновенно. Его организатором стал художник Юрий Анатольевич Неупокоев, чья энергетика соответствует его фамилии. Пожертвовав своей творческой карьерой, он открыл в себе менеджерский талант. Придумать программу фестиваля и сочинить интересную тему для конкурсных работ, провести множество переговоров и заполнить несчетное количество административных бумаг, пригласить мэтров и воодушевить молодых художников, замереть в восхищении перед глиняным шедевром и умилиться, слушая рассуждения карапуза-керамиста, принести на себе сотню столов и стульев, а за пять минут до торжественной церемонии переодеться в смокинг и предстать у микрофона, обращаясь к гостям с радостными словами, – этим круговоротом дел наполнен для Юрия Анатольевича каждый декабрь, вот уже девятнадцать лет подряд.

Первоначальное назначение фестиваля состояло в простой реализации керамических изделий. Однако он быстро перерос в большой творческий форум, решающий более высокие задачи возрождения, сохранения и развития художественных ремесел как фундаментального пласта культуры Сибири.

В первые годы существования фестиваля в нем принимали участие не только профессиональные и начинающие художники, но и предприятия народных художественных промыслов: «Ритм», «Феникс», «Калина-Иня», «Корн» (Новосибирск), «Турина гора» (Барнаул), частные мастерские керамистов Узбекистана. Их тиражные изделия, а также работы самодеятельных авторов, присутствовавшие на выставке в музее, вызывали критические суждения о художественном уровне произведений и эстетическом виде экспозиции. Однако уверенность в важности миссии фестиваля, дающего возможность всем керамистам, неопытным и состоявшимся, показать себя, оценить свое искусство в сравнении с другими, побуждала искать компромиссные решения и со временем помогла изжить проблему ярмарочной эстетики естественным путем. С каждым годом выставка становилась все более цельной и художественной.

Участники практикума «Агит-НОВО». XVII Международный сибирский фестиваль керамики. 2021
  Участники практикума «Агит-НОВО». XVII Международный
сибирский фестиваль керамики. 2021
 
 
 

Важной традицией фестиваля стала его образовательная программа, состоящая из мастер-классов заслуженных художников-керамистов. Они делятся секретами своего профессионального мастерства, а их произведения на выставке служат образцами художественного уровня для начинающих авторов. Новосибирский художник В.В. Кузнецов учил росписи по фарфору, красноярский мастер И.Н. Кротов – формообразованию, а томский керамист А.А. Салтан – гончарному ремеслу. Значительным открытием для фестиваля оказался мастер-класс известной красноярской художницы Е.А. Красновой, посвященный агитационному фарфору – кратковременному, но интереснейшему явлению в истории советского декоративно-прикладного искусства. Практикум «Агит-НОВО» стал событийным новаторским конкурсом для новосибирского фестиваля. Его участникам было предложено выполнить надглазурную роспись фарфоровой тарелки в агитационной тематике, соответствующей сегодняшнему дню. Сохраняя в этих работах плакатно-лозунговую стилистику, художники обращали внимание на проблемы экологии, истории, современной жизни человека.

Территориальный диапазон фестиваля очень широк: в разные годы его участники представляли города всей страны, от Санкт-Петербурга до Владивостока. Нет и возрастных ограничений для экспонентов, существуют лишь две возрастные категории – детская и взрослая, в которых присутствуют авторы от 5 до 70 лет. Фестиваль посещают зарубежные гости, чьи работы привлекают внимание к национальным особенностям искусства керамики разных стран. Среди них – выдающийся узбекский керамист Алишер Назиров, председатель Риштанского отделения Ассоциации народных мастеров, ремесленников и живописцев Республики Узбекистан «Хунарманд»; известный белорусский мастер Валерий Колтыгин, лауреат премии Президента Республики Беларусь в области культуры и искусства; потомственный азербайджанский художник Мир-Теймур Мамедов, открывший свой Центр керамического творчества в Баку и включенный в международный каталог «Керамисты мира»; титулованный гончар из Турции Ахмет Ташхомджу, автор самой высокой вазы в мире.

Телецкое озеро. 2000
  Телецкое озеро. 2000
  В.Н. Гориславцев
  Новосибирский государственный художественный музей
 
 
 

В жюри фестиваля приглашаются художники из других городов страны. Они не только оценивают работы участников выставки, но и проводят мастер-классы, творческие встречи. Одним из первых судей и наставников на фестивале был В.Н. Гориславцев, Народный художник России, академик Российской академии художеств, член Международной академии керамики. Владимир Николаевич – яркий представитель ленинградской школы керамики, участник легендарной группы «Одна композиция», ставшей символом новаторских поисков в этом виде искусства.  Керамические изделия с его росписью – это декоративные этюды, в которых пластика неразрывно связана с живописью, а форма – с цветом.

В 2018 году председателем жюри был В.А. Цивин, петербургский скульптор и керамист, чье творчество отличается совершенством современного прочтения искусства древних цивилизаций. Выразительный пластический язык и тонкий рисунок его произведений «Легионеры» и «Камея», исполненных в технике бисквитного фарфора и показанных в фестивальной экспозиции того года, убедительно продемонстрировали художественный уровень эксперта. С 1972 по 1976 год Владимир Александрович работал главным художником Богашевского экспериментального завода художественной керамики Томской области, где создавал серийные керамические изделия с применением новых видов подглазурной росписи солями, с цветочными композициями. Однако и в раннем творчестве мастера можно найти приметы его будущего индивидуального стиля. Так, штоф его ликеро-коньячного набора «Охота» 1974 года декорирован с использованием мотивов скифского звериного стиля.

На открытии VII Международного сибирского фестиваля керамики. 2011
  На открытии VII Международного сибирского
фестиваля керамики. 2011
 
 
 

Искусство народов, кочевавших в евразийских степях, вызывает интерес у многих современных художников и керамистов. Находки археологов, исследования историков и этнографов легли в основу некоторых произведений, участвовавших в новосибирском керамическом фестивале. Связь природы и человека, архаики и современности видна в экспонировавшихся здесь работах преподавателя Института искусств Новосибирского государственного педагогического университета В.А. Шмакова, обратившегося к сюжетам мифов о сибирской реке Обь. Художница Г.М. Визель (Ханты-Мансийск) представляла на фестивале большую композицию из декоративных скульптур «Наследие Югры». Их источником послужили сказания народов ханты и манси, отраженные в образах старинного угорского литья и перенесенные автором из глубины веков в сегодняшний мир. Ландшафтные скульптуры «Степные легенды» профессора А.Я. Мигаса (Красноярск) созданы по мотивам древних каменных изваяний Хакасии.

Влияние новосибирского фестиваля на развитие керамического искусства в Сибири значительно. Благодаря ему увеличилось количество детских керамических студий, многие взрослые мастера из разряда начинающих перешли в категорию профессионалов. Возникли новые фестивальные площадки в сибирском регионе – в Томске, на Алтае, в Красноярском крае. Несомненно, фестиваль обладает большим творческим потенциалом на многие годы в будущем.