Начало пути

19 декабря 2023
М.Г. Давыденко
Дом Ленина, где в 1950 – 1964 годах находился Новосибирский Дворец пионеров
  Дом Ленина, где в 1950 – 1964 годах находился
Новосибирский Дворец пионеров
  Государственный архив Новосибирской области
 
 
 

Работая над историей Новосибирского Дворца пионеров, автор предлагаемой публикации обнаружил в Новосибирском городском архиве материалы детского литературного конкурса [2], регулярно проводившегося в Новосибирске с конца 1950-х до середины 1970-х годов, – сочинения участников «литературных декад», отчеты членов жюри и другие документы, связанные с этими мероприятиями.

Организаторы конкурсов по-разному видели свои задачи. Члены жюри спорили о критериях оценки текстов, о том, что следует отмечать в работах: «художественную ценность», «признаки будущего таланта» или же «самостоятельный взгляд автора и умение излагать свои мысли». В итоге главным признали «умение видеть прекрасное в жизни» [8, л. 3], поскольку литература – мощный фактор воспитания «нового человека». Дидактическая функция этих мероприятий объясняется историческим контекстом, ведь начало 1960-х было временем хрущевских преобразований, ориентированных на построение коммунизма за двадцать лет и формирование «нового человека». Идеологические контуры работы методистов и педагогов могли меняться, но основным оставалось стремление «увлечь ребят на путь творчества». В отчете об открытии Дома художественного творчества в 1938 году (1 ноября 1942 года он был реорганизован в Дом пионеров, а 27 апреля 1943 года – в Дворец пионеров), говорилось, что «в основу всей работы ДХВД было положено стремление развить природные дарования ребенка, научить его понимать искусство, овладеть техникой, получить общее образование, не делая из детей специалистов» [5, л. 51].

В найденных перечнях участников и призеров «литературных декад» оказались имена людей, которые впоследствии связали свою жизнь с творческими профессиями. Татьяна Апсит, написавшая сочинение для конкурса в 1963 году [6, л. 48–49], во взрослой жизни стала профессиональным филологом. В 1969 году она окончила Новосибирский государственный университет, а в 1984-м защитила кандидатскую диссертацию под руководством Н.Н. Покровского. Оля Мухина, ученица 10 класса школы №127, получившая первую премию за свои стихи в 1965 году [7, л. 2], стала членом Союза писателей, опубликовала несколько поэтических сборников [1, с. 302]. В том же году вместе с Олей Мухиной был награжден и Миша Омбыш-Кузнецов – ученик 11 б класса школы №74 [7, л. 2]. Сегодня Михаил Сергеевич Омбыш-Кузнецов – Народный художник Российской Федерации, лауреат премии Ленинского комсомола, академик Российской академии художеств [4]. Конечно же, архивная находка вызвала желание встретиться с Михаилом Сергеевичем и выяснить, какое место в его творческой биографии занимает участие в том давнем литературном конкурсе. В результате получилась интересная беседа:

Михаил Давыденко: В 1965 году Вы, будучи учеником 11 класса школы №74, получили первую премию на творческом конкурсе, проводившемся Новосибирским Дворцом пионеров, за стихи «Пусть я, наверное, медведь», «Как трудно нам удаются портреты», «Моя родословная», «Мальчики», «Мальчикам девятнадцать», «Дождь» и другие. Расскажите, пожалуйста, о своем детском творчестве.

Михаил Омбыш-Кузнецов: Семьдесят четвертая школа – это на Мостовой улице. Сейчас такой, наверное, и нет. Четырехэтажное здание, стоявшее под углом к старому автовокзалу, – вот эта школа, теперь в нем находится Институт усовершенствования учителей.

А начинал я учиться в пятьдесят первой школе, недалеко от дома: жил возле Оперного театра. Дворец пионеров располагался тогда в Доме Ленина, поэтому, по сути дела, всё было у меня во дворе. Записаться в Дворец пионеров – в разные кружки и всевозможные спортивные секции – было несложно. Я в несколько пытался записываться. Куда-то меня брали, куда-то нет. А сейчас попробуй просто так приди и скажи: хочу заниматься баскетболом. Тебе ответят: гони денежку и т.д. Мое время было в этом смысле замечательным.

Во Дворце пионеров я ходил в изостудию. Первыми занятиями, на которые я там попал, руководил преподаватель Иванов (его имени, к сожалению, не помню), он заставлял нас рисовать чучела разных птичек. Меня это очень угнетало, и я бы бросил кружок – но тут появился Михаил Павлович Гнусин, замечательный человек, энтузиаст, любивший детей. Многие новосибирские художники помнят его, он дал им дорогу в будущее. С ним было интересно: мы делали композиции, участвовали в выставках. Когда человеку интересно, он помогает и детям. Ведь детское творчество, конечно, отличается от творчества взрослых, потому что оно полностью свободно. Я вот сейчас периодически участвую в разных выставкомах, где дети показывают свои работы. У ребят до десяти–двенадцати лет – интереснейшие картинки! Они выражают свои чувства, свои мысли. А потом дети вдруг понимают, что рисуют «неправильно», – и что-то замыкает в них, тормозит. Мало кто с этого возраста остается в творчестве. Я думаю, в поэзии примерно так же.  

Сочинителю стихов нужен какой-то отклик. Мы не просто так приносили стихи: читая их, знакомились друг с другом, а затем – с большой поэзией. Это было всем интересно. Важно звучание каждого стихотворения, каждый читает его по-своему. До сих пор люблю слушать, как поэты читают стихи – словно подпевая немножко самим себе. Вот я помню детский стишок:

Он расцвел
Им любовалась муха
И даже кот
Подошел
и его понюхал.

Натюрморт с баночками гуаши. 1970
  Натюрморт с баночками гуаши. 1970
  М.С. Омбыш-Кузнецов
  Новосибирский государственный художественный музей
 
 
 

Потрясающий образ, да? Несколько слов всего, а вот с того давнего времени стихотворение запомнилось, потому что оно такое точное. А человеку, который сочинил его, было четыре или пять лет.

М. Д.: Как проходил поэтический конкурс во Дворце пионеров, в котором Вы участвовали?

М. О-К.: Читали стихи со сцены. Это в разных залах происходило, не только во Дворце пионеров. Чаще всего в театрах. И уже как-то серьезнее себя чувствуешь, когда со сцены тебя объявляют: ты исполняешь свой номер, а в зале сидят люди.

Окончив школу, я пошел заниматься в литобъединение к Илье Олеговичу Фонякову. Замечательный поэт, потом он уехал в Питер. В его литобъединении я пробыл около трех лет. Занятия проходили так. Садились за огромный стол, кто-то читал свои стихи. Заранее готовился оппонент, из своей среды, – и с удовольствием критиковал. Помню, было обсуждение моих стихов. Сейчас попробую вспомнить имя моего оппонента – это ведь было более пятидесяти лет назад. Этот человек – Лазарчук [3]! Позднее я с ним пару раз встречался в Союзе писателей. Там проходили какие-то мероприятия, и мы потом столкнулись на улице. Он вспомнил давние мои стихи и начал читать мне фрагменты! Я так удивился! Я свои не помню, а он помнит!

В то время в литобъединении Фонякова были поэты, которые вошли в историю Новосибирска, например, Нина Грехова, Александр Плитченко, Валерий Малышев, Иван Овчинников. Кого-то, может быть, я не помню, потому что это было так давно. Я тогда увлекался разными вещами: спортом, рисованием, поэзией – и мне пришлось делать выбор между ними. Но я успел поучаствовать в семинаре молодых поэтов Сибири – для меня это, конечно, стало большим событием. Кроме того, было много выступлений на разных площадках, в основном, в институтах, куда мы обычно ходили втроем: Валера Малышев, Иван Овчинников и я. Мы даже из Сибстрина выезжали в Томск, и там я тоже читал свои стихи. Важно то, что мы всем этим серьезно занимались. Быть может, я так и продолжал бы писать стихи, потому что мне это было интересно, – но перевесило искусство.

В то время в Новосибирск неожиданно стали привозить выставки совершенно гениальных художников. Ренато Гуттузо, потом Рокуэлл Кент, другие художники. Видимо, для этого сложилась благоприятная ситуация, в нашем городе связанная прежде всего с Академгородком. Там я смотрел многое, чего не показывали нигде, о чем не говорили даже. С удовольствием вспоминаю это время и замечательные выставки, которые шли одна за другой. Была выставка Филонова, которого тогда знали только за рубежом. По сути дела, мы, новосибирцы, стали первыми в стране зрителями его работ.

Эти впечатления и оказались для меня переломными: от встреч с поэтами и стихами я вдруг активно повернулся к изобразительному искусству.

М. Д.: Вы были руководителем литобъединения в Сибстрине. Какие обязанности у Вас были?

М. О-К.: В этот кружок приходили молодые начинающие поэты, которые учились в нашем институте. Приносили и обсуждали стихи, давали друг другу советы, напутствия. Потом мы помещали эти стихотворения в газете – шло постепенное продвижение авторов. У нас была местная газета «Кадры стройки», такая солидная. В ней печатали свои стихи и я, и другие ребята, например, Валера Малышев, Нелли Закусина, которая тоже закончила Сибстрин.  Но вот после моего ухода из этого литобъединения такие публикации уже не возобновлялись. Быть может, они перестали быть интересными руководителям этой газеты, просто закончилось их время.

Тогда в Академгородке был клуб-кафе «Под интегралом», где собирались поэты, художники. Туда приезжали многие поэты, в том числе Андрей Вознесенский, Белла Ахмадулина. Потом однажды я встретился с Ахмадулиной в Москве: мастерская ее мужа располагалась напротив мастерской моего товарища. Как-то вечером мы все оказались там вместе, и Ахмадулина с таким удовольствием вспоминала Новосибирск, свои выступления, какие-то события.

В кафе «Под интегралом» периодически устраивали вечера. Ученые собирались, пили чай и прочие напитки и читали свои стихи. Было интересно. Такое общение было тогда модным. Не знаю, собираются ли сейчас вот так – сразу начиная знакомиться друг с другом, читать свои произведения? Времена меняются. Те люди были энтузиастами.

Александр Галич на фестивале бардовской песни в Новосибирском Академгородке. 8 марта 1968 года
  Александр Галич на фестивале бардовской песни в Новосибирском Академгородке. 8 марта 1968 года
 
 
 
	Здание клуба «Под интегралом». Новосибирский Академгородок
  Здание клуба «Под интегралом». Новосибирский Академгородок
 
 
 

Помню, как вдруг стали популярными барды. В Новосибирск приезжали Кукин, Галич, а мы с товарищами оформляли зал для их выступления в Академгородке, в кинотеатре «Москва». Причем, самое интересное – ночью. Это было, когда я уже учился на первых курсах института, в году шестьдесят шестом или седьмом (в марте 1968 года – М. Д.). Как-то я видел передачу по телевидению о Галиче, где вспоминали его приезд в Новосибирск, показывали кадры концерта, на котором я был. Галич тогда опоздал, другие авторы начали что-то исполнять. Но больше всего запомнилось то, что в полночь, когда уже все закончилось, это выступление вдруг разрешили! Ведь это тоже очень важно: то, что это мероприятие позволили. И вот оно так в памяти и засело! Как раз, может быть, не потому, что мы участвовали в его оформлении, а потому, что оно было ночным. Мы тогда и переночевали в Академгородке, у знакомых.

Это, наверное, и есть оттепель. Мы, молодые ребята, не задумывались над этим определением, но о запретах прекрасно знали. Мой отец был главным редактором Западно-Сибирского книжного издательства, и по домашним разговорам я помню, что некоторые книги им не давали выпускать, какие-то тексты отец приносил прочесть на фотографиях. И потому фестивали бардовской песни, клуб «Под интегралом», особенные выставки, которые привозили в город, многое значили тогда.

Михаил Сергеевич – очень интересный собеседник. Время нашего разговора пролетело совершенно незаметно. Состоявшаяся беседа дала возможность увидеть первые шаги в становлении творческой личности известного новосибирского художника, обратить внимание на то, как большие исторические события входили в индивидуальную историю его жизни.

Ниже публикуются несколько юношеских стихотворений М.С. Омбыш-Кузнецова, которые были высоко оценены на литературном конкурсе 1965 года.

Мальчики

Мальчики ходят по крыше,
Мальчики цвета бронзы,
Мальчикам хочется выше,
Даже повыше солнца.

Зимой у мальчиков лыжи,
Лес и звездами снег,
Весной как мальчикам нужен
И вечер, и быстрый рассвет.

Летом у мальчиков отдых,
Даже плечи болят от него,
А вокруг только лес и воздух,
Мальчики говорят: «Ничего!»

Мальчикам хочется много,
Даже пройтись по радуге,
Мальчики многое пробуют,
Мальчики многих радуют.

Мальчики ходят по улицам,
Крышам, вживаются в книги,
Часто они прищуриваются:
Мальчики учатся видеть.
[7, л. 26]

Мальчикам девятнадцать

Уходят мальчики из дома,
На плечи нацепив погоны.
Садятся мальчики в машины,
Уже не мальчики – мужчины

В руках сжимают автоматы,
Уже не мальчики – солдаты.
И провожают сыновей
Глаза сырые матерей.

Не часто будут письма мамам,
Ведь времени на службе мало.
За их спиной все наши судьбы,
Все наши праздники, все будни.

Уходят мальчики из дома,
На плечи нацепив погоны.
И, как звезда любимых мест,
Дрожит слеза в глазах невест.
Садятся мальчики в машины.
А ты платочком помаши им.
[7, л. 27]

Как трудно нам удаются портреты

Как трудно нам удаются портреты…
Бывало порвешь холстину, отчаявшись,
Но вновь тебя окружают планшеты,
Грунтованный холст на себя напяливши.

Ты весь напряжен и взволнованно светел,
Зажаты в руке колонковые кисти…
И вдруг в неожиданно ярком цвете
Светлеют глаза, зеленеют, как листья.

И руки стволами березы белеют,
И грудь, налитая березовым соком,
И краски искрятся, что даже тускнеет
Луч солнца, упавший на мытые окна.

И женщина смотрит с портрета упрямо,
Всем телом своим обнаженно чиста,
И прелесть ее выступает за раму
И входит в природу, как в поры холста.
[7, л. 28]

Источники и литература:


1 Горшенин А. В. Литература и писатели Сибири. Энциклопедическое издание. Новосибирск : РИЦ НПО СП России, 2012. 572 с.
2 Давыденко М. Материалы литературно-творческого конкурса 1950–1970-х годов из Новосибирского городского архива // Детские чтения. 2023. № 1. Вып. 23. С. 415–429.
3 Лазарчук Евгений Александрович [Электронный ресурс] // Литературная карта Новосибирска и Новосибирской области : сайт. URL: http://infomania.ru/map/?p=40939 (дата обращения: 15.11.2023).
4 Омбыш-Кузнецов Михаил Сергеевич [Электронный ресурс] // Союз художников России – Новосибирск: сайт. URL: https://www.nro-shr.ru/node/56 (дата обращения: 23.11.2023).
5 Государственный архив Новосибирской области (ГАНО). Ф. 1366. Оп. 1. Д. 9.
6 Новосибирский городской архив (НГА). Ф. 143. Оп. 1. Д. 146.
7 Новосибирский городской архив (НГА). Ф. 143. Оп. 1. Д. 192.
8 Новосибирский городской архив (НГА). Ф. 143. Оп. 1. Д. 225.

В статье использованы иллюстрации из следующих источников:


1 Государственный архив Новосибирской области (ГАНО). Ф. Р–2190. Оп. 8. Д. 2. Л. 18.
3, 4 Мифы Академгородка: взлет и крах сказки «Под интегралом» [Электронный ресурс] // Все новости Новосибирской области (VN.RU) : сайт. URL: https://vn.ru/news-mify-akademgorodka-vzlet-i-krakh-skazki-pod-integralom/ (дата обращения: 28.11.2023).