Смешинка в глаз попала
Две нэпманши.1930 | |
А.Г. Заковряшин |
Смешинка в глаз попала» - так была названа выставка, открывшаяся в Новосибирском государственном художественном музее 1 апреля, в День смеха. Ее разнообразные экспонаты, хранящиеся в фондах музея: рисунки и гравюры, скульптуры и фарфоровая пластика, керамические композиции и предметы художественного стекла – объединены общей темой улыбки, с которой авторы смотрят на мир. И эта улыбка во взгляде разных художников, работавших в 1920 – 2000-е годы в Новосибирске, Иркутске, Москве, Петербурге, столь же многолика, как и сами их произведения, собранные на выставке.
Искусство графики благодаря своей условности, многообразию и гибкости выразительного языка более других видов изобразительного искусства соответствует стилистическим задачам шаржа. Произведения, представленные на выставке, демонстрируют многообразие художественных приемов и графических техник в творчестве мастеров разных поколений. Самые ранние экспонаты знакомят зрителей с наследием талантливых графиков, работавших в Новосибирске в 1920 – 1930-е годы, - А.Г. Заковряшина и А.Д. Силича. Для каждого из них этот период стал временем плодотворного профессионального развития в станковой и журнальной графике, в том числе – в области шаржа и карикатуры.
Острая наблюдательность, иронический дар А.Г. Заковряшина придают яркую характерность его разнообразным городским типажам: торговцам и ремесленникам, гротескным уличным персонажам. Особая выразительность присуща двум сериям произведений, запечатлевшим образы нэпманов. В ранних работах середины 1920-х годов («Нэпман с газетой», 1925; «Двое нэпманов», 1925) геометризация форм удачно подчеркивает особенности облика, пластики, поведения изображенных людей. Рисунки 1930-х годов, вызывающие в памяти сатирические циклы В.В. Лебедева («Две нэпманши», 1930; «Дама в манто»), полны живой меткости характеристик и непринужденной смелости исполнения. Произведения А.Г. Заковряшина, показанные на выставке, дают возможность увидеть в нем замечательного мастера, обладавшего оригинальным, постоянно развивающимся дарованием и воплотившего в своих работах узнаваемые черты эпохи.
Квартиры на Мостовой-44 | |
А.Д. Силич |
Творческие возможности Силича-карикатуриста раскрывается в шарже «Квартиры на Мостовой-44», тема которого связана со старым районом Новосибирска, прилегающим к реке Каменке. В наименовании рисунка приведен адрес самого художника, а в облике изображенного человека, небрежно расположившегося на заборе ветхого деревянного дома, угадываются автопортретные черты.
Особую группу графических экспонатов выставки образуют бытовые сценки, в которых юмористическая трактовка сюжета диктует авторам выбор соответствующих художественных средств и приемов: элементов стилизации и гротеска.
Творческий стиль художника Ю.И. Третьякова, живущего в поселке Колывань Новосибирской области, своеобразен и неповторим. Работая над «деревенской» темой, автор сочетает узнаваемость деталей, реалистичность сюжетов с необычной интерпретацией, мягким юмором и жизнерадостным колоритом. Гуашь «Еще одно» (1998) выполнена с присущим художнику остроумием. Преувеличенная серьезность персонажей, не соответствующая повседневности происходящего, забавные образы и в то же время - красота живописного решения делают незамысловатую бытовую сценку интересной и запоминающейся.
Свой собственный мир, созданный на грани реальности и воображения, предстает в произведениях Г.Н. Манжаева - петербургского художника, родившегося в Купинском районе Новосибирской области. Его «сказки», как называет их сам автор, привлекают внимание нереальной трактовкой вполне реальных образов и событий. В «Соловьиной песне» (2003) разномасштабность изображений, необычность образов, созданных с иронической ноткой, должны, казалось бы, вступить в некое противоречие с мягкостью, «серьезностью» выбранной техники пастели. Но результатом этого странного симбиоза становится оригинальная и в то же время гармоничная композиция, в которой отражаются, прежде всего, черты сложной личности художника.
Деятельность известного сибирского графика А.М. Муравьева очень разнообразна: от экслибриса до кино и иллюстрации. Представленные на выставке работы открывают ту сторону дарования художника, где проявляется его чудесное чувство юмора - мягкое, доброе, несмотря на остроту характеристик. Три листа из серии «Пасхальные увеселения на Тихвинской площади старого Иркутска» (1979) вводят зрителя в атмосферу безмятежного праздничного веселья. Забавные, выразительные персонажи, практически карикатурные, сложные по композиции сценки вызывают желание долго их рассматривать, пробуждают в зрителях чувство соприсутствия и радостного сопереживания.
Кукольный театр. Из серии «Пасхальные увеселения на Тихвинской площади старого Иркутска». 1979 | |
А.М. Муравьев |
Еще одна работа Муравьева «Модель, художник и искусствовед» (1972) отличается тонким юмором, умением по-своему раскрыть не новую тему, с легкой иронией и без ложной многозначительности поговорить о серьезном. Она естественно примыкает к другому заметному разделу выставки, который составляют портреты художников, искусствоведов и писателей, исполненные в манере дружеского шаржа. Шутливая непринужденность таких работ, исполненных разными авторами, передает живую обстановку творческого общения, в которой возникают подобные зарисовки и этюды.
Л.С. Новицкий - фронтовик, известный иркутский, а с 1962 года - читинский художник, живописец и график, успешно работавший в разных жанрах, в том числе - портретном. Литография ««Мы плакатисты». Дом творчества «Челюскинская»» (1972) – это необычный групповой портрет неординарных людей: художников-графиков, приехавших работать на творческую дачу. Произведение покоряет ощущением свободной, веселой, дружеской атмосферы, царящей в кругу связанных общими интересами людей, узнаваемостью портретных образов.
Продолжением этого листа воспринимается группа портретных набросков скульптора и керамиста В.Е. Семеновой, шестнадцать лет жизни которой связаны с Новосибирском. В ее рисунках, представленных на выставке, в полной мере проявился острый, заинтересованный взгляд мастера; здесь метко и талантливо переданы не только внешние особенности, но и черты характера изображенных. Часть этих рисунков представляет собой беглые, но выразительные портреты известных сибирских художников, сделанные их современницей: А.Н. Либерова, Г.Г. Ликмана, А.Г. Поздеева, И.В. Титкова, В.Г. Кирьянова, скульпторов Ю.П. Ишханова и Б.Н. Горового.
Мы плакатисты. Дом творчества «Челюскинская». 1972 | |
Л.С. Новицкий |
Имя Г.Е. Новиковой стоит в ряду самых известных иркутских авторов. Художница оставила после себя несколько сотен картин, в основном, портреты и сибирские пейзажи. Известность мастера-портретиста пришла к ней еще в 1960-е годы. Новикова создала целую портретную галерею деятелей культуры Иркутска. Карандашный рисунок «Поёт А.И. Вычугжанин» (1984) запечатлел любимого учителя Галины Евгеньевны – художника А.И. Вычугжанина - и известного новосибирского искусствоведа П.Д. Муратова. Двойной портрет привлекает свежестью и непосредственностью восприятия, задушевностью и теплотой. Эта работа ценна не только своими художественными достоинствами, но и как исторический документ, сохранивший образы двух выдающихся сибирских деятелей культуры.
Являясь преподавателем Иркутского художественного училища, Новикова воспитала целую плеяду молодых талантливых художников, среди которых был и Н.И. Домашенко, успешно работающий в области станковой графики, экслибриса, книжной иллюстрации. На протяжении десятилетия, в 1970 – 1980-е годы, творческая жизнь Домашенко была тесно связана с Новосибирском, потом он переехал в Петербург, где продолжает плодотворно трудиться. Художник часто обращается к технике сухой иглы, его штрих сочен и экспрессивен; нередко он сочетает эту печатную технику с доработкой акварелью, придающей изображению законченность и красочность. Лист «Яков Яковлевич Яковлев» ценен как портрет одного из наиболее интересных новосибирских графиков. Другая работа Домашенко, представленная на выставке, относится к раннему периоду его творчества. Очень быстрый, выразительный набросок тушью и пером «Галя» (1967) запечатлел жену автора - талантливую художницу Г.А. Курочкину-Домашенко.
Экспонаты выставки привлекают внимание к интересным творческим экспериментам художников, ведущим к подчеркнутой, заостренной выразительности их произведений.
В «Портрете Владимира Назанского» (2006 ?) своеобразное сочетание гуаши, графитного и цветных карандашей позволяет автору, И.В. Камянову, создать непривычный по трактовке, обобщенный, шаржированный и в то же время узнаваемый одухотворенный образ известного искусствоведа.
Портрет художника Вадима Воинова. 2001 | |
Портрет художника Вадима Воинова. 2001 |
Две работы В.С. Михайлова - «Автопортрет» (1998) и лист из серии «Улицы Санкт-Петербурга» (1995), тонкие, ироничные, зрелищные и экспрессивные, - выполнены в необычной технике рисунка гусиным пером чернилами и спиртом, сочетающего эмоциональные, «живые» линии и мягкие цветные заливки.
В «Портрете сценариста А. Анейчика» (1971), созданном А.С. Смирновым, лист бумаги перестает быть двухмерным, из него словно проступают объемы - благодаря игре света и тени причудливые плоскости формируют умное и насмешливое лицо.
В «Портрете художника Вадима Воинова» (2001), исполненном С.Ю. Цвиркуновой, выразительными художественными средствами выступают уже не традиционные графические линия, штрих, тон, с помощью которых автор на плоскости листа создает иллюзию реального лица, а продуманное сочетание упрощенных локальных пятен. Выбранная техника коллажа подчеркивает условность и лаконичность изобразительного языка. Но образ от этого не становится менее портретным, возможно, напротив - изображенный еще более узнаваем из-за отобранности самых характерных деталей его облика.
В скульптуре станковой, а особенно в монументальной, крайне редко встречаются карикатурные или шаржевые изображения. Казалось бы, яркими примерами могли послужить римские портреты с их излишней реалистичностью, с преувеличенной индивидуальностью образов. Но в них нет характерных для шаржа остроты и юмора. Малая же пластика, или скульптура малых форм, являющаяся одним из самых древних искусств и берущая свое начало в истоках цивилизации, может нести это нелегкое бремя видения человека и событий сквозь призму комического, насмешливого мира фантазии художника.
Юный электромонтер. Модель 1954 | |
К.В. Попова |
Этот вид искусства в карикатурном, а подчас и гротескном проявлении особенно ярко развивался в фарфоровой скульптуре. В истории русского фарфора мелкая скульптурная пластика, выполненная в манере шаржа, занимает особое место и отличается невероятным многообразием. Это были кружки в форме фигуры или головы турка (позднее изображались и русские мужики, и даже женщины), скульптурные сосуды, флаконы и пробки для бутылок в виде голов-шаржей, а еще - разнообразные чернильницы, масленки с изображением крестьян. И, конечно же, статуэтки и скульптурные группы, исполненные в различной карикатурной стилистике: от милой иронии до острой сатиры. В XIX веке многие частные фарфоровые заводы выпускали карикатурные фигуры, изображавшие известных деятелей отечественной культуры. Прославился созданием многообразных фарфоровых скульптур и знаменитый завод Гарднера в Вербилках (1766 – 1917), который наряду с традиционными статуэтками для украшения интерьера выпускал скульптурки, насмешливо представлявшие модников и модниц, очаровательных обнаженных красавиц, а также откровенно сатирическую жанровую скульптуру, исполненную в реалистической манере. В 1950 – 1960-е годы на этом же, теперь уже Государственном Дмитровском фарфоровом заводе, скульпторы и художники, по-своему следуя старым традициям, создавали скульптурные композиции и отдельные фигуры на разнообразные сюжеты, вкладывая в них особенное юмористическое настроение. Излюбленными темами были русские сказки, животные, дети.
Свежее звучание появилось в искусстве скульптуры малых форм в 1960 – 1970-е годы. Художники старались отойти от привычных канонов, свойственных малой пластике 1940 - 1950-х годов, создавая в металле, дереве и особенно в керамике произведения, претендующие не только на камерное звучание и украшение интерьера, но и выражающие взгляды, настроения, чувства современников. Но главной особенностью и ценностью произведений скульптуры малых форм этого времени является воплощенная в них способность художника, создающего простые предметы, абстрактные или декоративные композиции, портреты известных людей или обобщенных персонажей, увидеть и отобразить истории человеческих переживаний многогранности мира.
Особая привлекательность малой скульптуры и мелкой пластики состоит в неограниченном многообразии сюжетов, образов, форм. Скульптура может быть исполнена в различных стилях и практически во всех материалах: от металла и гипса до фаянса и стекла. Иногда скульптурная пластика тесно переплетается с декоративно-прикладным искусством и может, отчасти, нести утилитарную функцию. Некоторые произведения прикладного искусства могли бы называться декоративной скульптурной пластикой и претендовать на независимое место в пространстве интерьера.
Художники, создавая произведения скульптуры в малых формах, более свободны, раскрепощены в своей фантазии, они могут даже «похулиганить» и выполнить сатирическую композицию или на одном дыхании эскиза сделать шаржевый портрет своего знакомого либо случайного попутчика. Именно в малой пластике скульпторы способны раскрыть все грани своего таланта в умении по-особенному, с некой хитринкой, взглянуть на своих друзей, окружающий мир и на себя самого.
На выставке представлены произведения, которые не в полной мере отражают сатирическое направление в скульптуре малых форм, мелкой пластике и в декоративно-прикладном искусстве; не всегда можно наверняка назвать шаржем тот или иной скульптурный портрет. Но все они, без исключения, созданы мастерами с особым даром – талантом увидеть добрым насмешливым взглядом и, как бы играючи, запечатлеть какое-либо событие, облик современника или же дать волю фантазии и создать образ, навеянный веселыми историями и добрыми сказками.
Портрет. Из серии «Деревенские картинки». 1972 | |
И.М. Маршумова |
Только одно произведение фарфоровой пластики экспонируется на выставке – это «Юный электромонтер», созданный скульптором Дмитровского фарфорового завода К.В. Поповой для массового производства. Автор с добрым юмором, который виден в простой, но выразительной пластике, показывает фигурку мальчика, с гордым видом шагающего выполнять «важную и ответственную работу». Необычайно привлекательны два произведения декоративно-прикладного искусства, выполненные в уникальной старинной технике выдувания из полого дрота, которую возродила И.М. Маршумова – один из ведущих мастеров художественного стекла в Тверской области. Произведения Ирины Маршумовой «Частушки» и «Портрет» кажутся волшебным образом наполненными легким смехом - и персонажи, мастерски исполненные в округлой пластике с изящно-задорной детализацией, удивительным образом «живут» в пространстве витрины. Эти условно-декоративные композиции, украшенные тонкой искрящейся росписью, как будто иллюстрируют потешные рассказы из жизни обитателей небольшого городка.
Тяжеловесным и грубым может показаться, на первый взгляд, декоративное блюдо «У самовара» петербургского художника Леона Нисенбаума, чей многогранный талант распространился на многие искусства: графику, керамику и, наконец, живопись, которой он и отдал предпочтение. Художник, обладая даром свободно и своевольно показать обычный сюжет, расставляя особенные акценты, которые отличают его непростую живописно-декоративную манеру исполнения, создал произведение, кажется, совершенно не относящееся к разряду сатирических или шаржевых, но привлекательное каким-то затаенным «смешком» и неожиданной манерой автора обобщать образы графически жестко и живописно ярко.
Нелли Климова | |
Т.М. Соколова |
Идеальной шаржевой скульптурой малых форм представляется «Нелли Климова», исполненная Т.М. Соколовой – одной из самых талантливых и ярких представительниц московской скульптурной школы. Скульптор Соколова, начавшая принимать участие в многочисленных выставках с 1953 года, является автором большого количества пластических, декоративных композиций и скульптурных портретов выдающихся людей нашей страны, среди них – «Портрет Марины Цветаевой», «Портрет художника В.Е. Попкова», «Портрет реставратора Савелия Ямщикова». Татьяна Михайловна, создавая трогательную фигурку искусствоведа Климовой, не стремилась сделать ее вызывающе смешной, в гротесковой манере. С теплым юмором, несколькими пластическими и декоративными штрихами лепки и росписи, она сумела передать особенные черты и характер, скорее всего, хорошо знакомого и симпатичного ей человека.
Наиболее разнообразно представлены скульптурные и декоративные произведения новосибирских мастеров – Е.Н. Телишевой и В.Е. Семеновой (работала в Новосибирске до 1980 года). Их работы созданы в 1960 – 1980-е годы - период подъема и интенсивного развития художественной жизни в Новосибирске. Мелкая пластика в терракоте и шамоте дает представление не только о мастерском владении авторами материалом и об энергии дружеского юмора, которую они навсегда включили в свои шаржевые портреты –изображения художников, работавших с ними в одно время, - но и об исключительном отношении к личности каждого из художников. Это заметно по индивидуальному пластическому подходу при создании каждого портрета. Замечательно грубые, как бы рубленые формы использует Валерия Семенова при создании немного нескладного, но добрейшего «Васьки» - дружеского шаржа на художника-монументалиста В.Г. Кирьянова. Портрет же живописца В.В. Семенова, наоборот, очень резкий и заостренный по пластике, с декоративным обобщением и некой суровой язвительностью в образе. Саму же Валерию Елизаровну очень удачно показала Е.Н. Телишева в скульптуре «Лера»: здесь она сумела скупыми средствами и удачно расставленными акцентами, добавив насмешливой искренности, создать легко узнаваемый образ талантливого скульптора.
Портреты художников В.Г. Кирьянова (1971), В.В. Семенова, Б.Н. Горового | |
В.Е. Семенова |
Блестящей и немного задиристой предстает молодая женщина в работе «В бане» Е.Н. Телишевой, для которой немного кукольная пластическая стилизация, характерная, кстати, для подобной мелкой фарфоровой пластики и XIX века, и первой половины ХХ столетия, являлась средством какой-то особенной «игры» при создании обнаженных женских фигурок.
Особое внимание привлекают три небольшие и разные по эмоциональному строю панно работы Телишевой. Самым ярким из них, пожалуй, является рельефный портрет известного новосибирского художника Н.Д. Грицюка, без которого невозможно представить историю развития художественной жизни города в ХХ веке. Елена Николаевна изобразила Николая Демьяновича радостно улыбающимся, усилила это декором - многоцветием растекающихся и перетекающих одна в другую глазурей, тем самым как бы напомнив о его ярких живописных и декоративных работах. Себя же скульптор, создавая к юбилейной дате панно «Автопортрет», напротив, изобразила в графически сдержанной манере, с нотой насмешливой печали и готовностью, пусть негромко, посмеяться над собой.
Умение художников создавать произведения, побуждающие зрителя улыбнуться, а возможно, и рассмеяться или посмотреть на себя и окружающих как бы со стороны, можно оценить как особый дар - способность малыми средствами выразить в полной мере широкий диапазон человеческих эмоций: от громкого и радостного смеха до насмешливой полуулыбки и грустной усмешки. Жизнь человека не может быть гармоничной без радостных переживаний, шуток и улыбок, без открытия в себе новых способностей. И возможно, что такую способность по-особенному видеть и воспринимать смешное и забавное вокруг и внутри себя человек обретает благодаря произведениям, созданным талантливыми мастерами.