• Главная
  • Архив журнала
  • Оглавление - 3(05)2011
  • Выставочные залы
  • Сибирские повести...
  • Сибирские повести

    Н.В. Дюндик

    519
  • Удача. 2010
    Удача. 2010
    В. Березин
    Собственность автора

    В начале осени 2011 года в Новосибирском государственном художественном музее экспонировалась выставка «Сибирские повести», представившая зрителям произведения новосибирского художника Владимира Березина.

    Как часто мы поддаемся искушению рассуждать о жизни с позиции знатока, посвященного во все тайны бытия, точно знающего меру и цену всем вещам и точно понимающего устройство этого мира. Многим кажется, что жизнь – это череда испытаний, трудностей, за достойное преодоление которых нам будут дарованы моменты радости и счастья. Как же хочется оставаться в плену иллюзии, что есть одна, правильная для всех, дорога, с общими для всех ориентирами, продвигаясь по которой, мы достигнем всеобщего счастья…

    В наш век глобализации и высоких технологий сохранилось не так уж много уголков мира, где эти явления не укоренились настолько, что почти без остатка вытеснили культурные традиции, историческую память. В современной России таким уголком, вне всякого сомнения, остается Сибирь, которая славится не только богатейшими природными ресурсами, но и ресурсами человеческими: интеллектуальными, духовными.

    Владимиру Березину посчастливилось родиться в городе, что носит, пожалуй, самое сибирское имя – Ермак. И, видимо, так уж было угодно судьбе, чтобы вся дальнейшая жизнь будущего художника, появившегося на свет в Казахстане, была связана именно с Сибирью.

    Владимир родился в 1954 году, в самый урожайный год, в семье рабочих. Все детство он провел в деревне, что, по его словам, наложило огромный отпечаток на его творческую биографию. С самого детства мальчика тянуло рисовать, заниматься творчеством, что, к счастью, находило поддержку у его родителей. Именно мать помогла ему получить первую в жизни должность помощника художника на Ермаковской ГРЭС. Так в 15 лет Владимир обрел первого наставника, который стал обучать его всему, что знал сам. Ученику приходилось делать все, что требовалось от художника в то время: писать плакаты, лозунги, лепить, отливать, формовать, заниматься монументальными росписями. Но не сразу будущему художнику удалось окончательно окунуться в мир творчества, который год от года манил все больше и больше. Как и многих творцов, судьба долго испытывала его на прочность. Сначала была служба в армии, попытки освоить технические профессии, однако, когда в трудные времена именно творческие навыки помогли молодому художнику и его семье, он окончательно решил связать свою жизнь с искусством. Владимир поступил в Омский педагогический институт на художественно-графический факультет. Учиться приходилось по вечерам, днем же он работал на факультете в качестве учебного мастера. Повсюду его окружали творческие люди, имевшие огромный опыт и знания. В качестве основных направлений Владимир уже тогда выбрал для себя живопись и графику. Будучи еще студентом, в 1982 году, он был приглашен на профессиональную выставку Союза художников «Омская земля». Затем последовали выставки по Сибири и Дальнему Востоку, областная выставка. В 1985 году художнику предложили новую работу, и он переехал в город Карасук Новосибирской области. Новая работа очень вдохновила Владимира. Помимо живописи, он много занимался оформлением парадов, улиц, интерьеров и экстерьеров различных сооружений, монументальными формами. Кроме этого в Карасуке художник работал как преподаватель, руководитель изостудии. Там же он получил высшую категорию по педагогике. В это время он находит поддержку у местного отделения железной дороги, и к 100-летию Западносибирской железной дороги в Новосибирске состоялась персональная выставка Владимира Березина. Так впервые Владимир соприкоснулся с художественной жизнью нашего города.

    Новые торговые пути Сибири. 2011
    Новые торговые пути Сибири. 2011
    В. Березин
    Собственность автора

    В начале перестройки наш привычный мир стал стремительно меняться. Надо признаться, для художников это было сложное время. Нужно было многое пересмотреть и в личностном плане, и в плане творчества. Многие отправились в свободное одиночное плавание, которое не всегда проходило по спокойному руслу. В начале 1980-х годов Владимиру, как и многим другим, пришлось искать в этом быстро меняющемся мире новую точку опоры, золотую середину между возможностью заниматься творчеством и поддерживать себя и своих близких. Однако предпринимательской жилки он у себя не обнаружил, а все попытки перевести свое творчество на коммерческий лад были не особо удачными. В этот момент Владимир отправляется в свое очередное путешествие к новым берегам. Богатый и щедрый северный край Югры стал новым пристанищем художника. Там он вновь стал активно работать творчески, быт был устроен, живопись была в радость. Вскоре в Ханты-Мансийске состоялась его персональная выставка. В это время у Владимира появилась отличная возможность ближе познакомиться с культурой коренного населения Сибири, окунуться в мир архаических традиций. Он участвует в экспедиции по глухим уголкам Ханты-Мансийского автономного округа, изучает жизнь местных народов и технологию изготовления предметов их быта. Ему посчастливилось попробовать строганину, бороздить тайгу на буранах, рыбачить в таежных речках, спать на стойбищах. Однако, несмотря на все это, очень хотелось окончательно вернуться к ритму творческой жизни большого города, с его обилием идей, выставок, кругом художников. Владимир переезжает в Новосибирск, тем более, что семья его уже какое-то время жила здесь. Сейчас Владимир работает дизайнером в одном из крупных мебельных производств Новосибирска, в мастерской много занимается живописью - и радуется тому количеству идей и задумок, которые каждодневно посещают его.

    Одна из главных черт творчества Владимира Березина – это его любовь к бытовому жанру. Несмотря на то, что в своем творчестве он обращается практически ко всем жанрам, большинство его работ носит ярко выраженный бытовой характер. Каждая картина представляет собой маленький рассказ, повествование о радостях, горестях, простых буднях наших земляков. Глядя на его работы, невольно вспоминаешь рассказы В. Шукшина или повести В. Распутина, где в небольшом тексте заключена целая история жизни человека, его характер, сила или слабость человеческой души. Это целый мир, где порой поднимаются очень важные для каждого из нас вопросы: что такое подлинная красота и счастье? для чего живет человек? что преходяще, а что вечно, и в чем истинная природа человека?

    Непослушник. 2010
    Непослушник. 2010
    В. Березин
    Собственность автора

    Красота и человечность быта простых людей, которые радуются удачному улову, теплой воде в реке, мартовскому солнцу, горячей бане или удачно выгнанному первачу – все это до глубины души трогает в картинах Владимира Березина. Они наполнены доброй иронией, теплом и любовью к людям, которые умеют радоваться мелочам и проживать в каждый отдельный момент свою маленькую уникальную историю. Молодежь, гуляющая по летнему лесу, радующаяся щедрому летнему солнцу, сельские жители, возвращающиеся с покоса с богатым снопом сена, мальчишки, играющие в Царя горы, – сюжеты многих картин ностальгически возвращают нас в самые приятные моменты нашей жизни – в детство, юность. Персонажи картин Владимира – это истинно народные типажи – деревенские ребятишки, почтенные старцы и молодые, полные сил и здоровой энергии люди, живущие в единении с природой, собой и с миром.

    Очень ярко и интересно в работах художника показана современная Сибирь. Представление о родной земле дается им во всех срезах: историческом, ментальном, культурном. Сибирь в картинах Владимира складывается в некий интегральный образ, который позволяет увидеть и почувствовать ее своеобразие, выделяющее этот край среди других регионов России. Это и ее многонациональность, и неповторимые пейзажи, и удивительное соотношение архаики, традиций и современности: тут можно увидеть языческих идолов – хранителей тайги, отшельников, Ермака – первопроходца Сибири и в то же время современные городские картинки, индустриальные пейзажи и бескрайние (пока что) таежные леса и непроходимые снежные равнины. Огромная мощь и сила, что таится в недрах сибирской земли, гигантский человеческий и духовный потенциал – такой предстает Сибирь в работах Владимира Березина.

    Русский шансон. 2010
    Русский шансон. 2010
    В. Березин
    Собственность автора

    На выставке были показаны и небольшие скульптурные работы художника. Это жанровые сцены из жизни сибиряков, а также несколько скульптурных произведений скорее философского склада. Размышления о духовности, вере, нравственности – еще одна тема, которая постоянно присутствует в работах Владимира. Значимым и даже, в какой-то степени, ключевым моментом в жизни и творчестве Владимира Березина стала встреча с русским религиозным искусством и православной верой. Живя в Карасуке, он был приглашен расписывать храм в городе Славгороде Алтайского края. Там он познакомился с настоятелем храма, батюшкой Иоанном. Этот период стал для Владимира временем своеобразного ученичества. До этой встречи он был далек от православия, религиозной веры и всего, что с этим связано.

    В течение года батюшка давал ему небольшие работы: писать иконы, делать киоты. И только после этого он предложил Владимиру расписать купол храма. Прожив это время при церкви, художник погрузился в другой мир, который был ему мало знаком. По его словам, он увидел чистых, светлых людей, которых хотелось постоянно видеть, слушать, подражать им. Эта встреча с миром духовным также наложила отпечаток на творчество художника.

    Несмотря на очевидную реалистичность работ Владимира, нельзя не заметить некоторую декоративность, яркость колорита его картин, что придает им особый, немного фольклорный оттенок, словно мы видим все происходящее глазами тех самых обычных людей, народных персонажей картин.

    Сибиряки в работах Владимира Березина – это носители созидающего природного начала, которое, как кажется, еще долго будет стержнем, отличающим их менталитет от многих других. Именно это созидающее начало позволяет человеку-творцу из множества возможных путей каждый раз выбирать один, наиболее правильный для себя.

    Зачастую судьба намного мудрее нас, она ведет нас множеством разных путей по нашей линии жизни, и мы, словно пилигримы, следуем этому внутреннему зову. На этом пути нас ждут встречи, расставания, мы пишем свои новые истории, повести, рассказы, создаем эскизы и наши пока еще не написанные картины…