• Главная
  • Архив журнала
  • Оглавление - 4(06)2011
  • Выставочные залы
  • Женский портрет...
  • Женский портрет

    И. В. Бич

    464
  • Г.Л. Лаевская

    Выставка «Женский портрет», прошедшая в ноябре в выставочном зале Дома ученых новосибирского Академгородка, привлекла много внимания не только интересным содержанием, но и тем, что этот проект был посвящен памяти искусствоведа Галины Лаевской.

    Галина Леонидовна Лаевская, одаренный искусствовед, талантливый руководитель, удивительно красивая женщина и просто хороший человек, более сорока лет проработала заведующей выставочным залом Дома ученых. Приняв в 1970 году этот ответственный пост, она с честью продолжила писать удивительную историю зала.

    Выставочный зал Дома ученых с самого начала отличался тем, что его экспозиционная политика шла вразрез с основным направлением официального советского искусства. Еще в 1960-е в Академгородке прошли выставки опальных художников – Филонова, Фалька, Гриневича, Эль Лисицкого, Шемякина, Эрнста Неизвестного. Для многих авторов это был уникальный шанс показать свои произведения. Открывалась галерея Дома ученых выставкой Николая Грицюка.

    Поэтому для молодой Галины Лаевской, не имевшей пока ни специального образования, ни связей в художественной среде, слова «картинная галерея Дома ученых новосибирского Академгородка» открывали все двери – в мастерские известных художников, в частные коллекции, музеи и выставочные залы. Так в Академгородке были организованы выставки коллекции Я.Е. Рубинштейна, выставки графики Р. Фалька, Т. Глебовой и В. Стерлигова, учеников П. Филонова, выставка произведений Пиросмани, А. Акопяна и многих других выдающихся художников не только нашей страны, но и зарубежья. Дипломная работа Г. Лаевской, выполненная на искусствоведческом факультете Уральского государственного университета, завершилась уникальной выставкой пастелей французского периода З. Серебряковой.

    Женский портрет
    Женский портрет
    Неизвестный художник

    За эти легендарные годы Дом ученых СО РАН стал обладателем богатого собрания графики и живописи. Начало коллекции положил дар Русского музея на открытие Дома ученых, в числе которого имелись три женских портрета. И сегодня «Незнакомка» кисти неизвестного автора считается выдающимся произведением начала прошлого века. Мастерство художника столь очевидно, что долгое время этот портрет считался принадлежащим кисти А. Бенуа. Среди несомненных шедевров – пейзаж Р. Фалька «Осеннее утро в Москве» (1926), картина Н. Рериха «Победитель» (1942), графика М. Шемякина, Т. Глебовой, П. Филонова, Р. Гуттузо, Н. Грицюка. Особым вниманием посетителей зала пользовались выставки ученых - любителей изобразительного искусства и любительских объединений: А. Чижевского, Б. Смирнова-Русецкого, Л. Ванникова, Л. Фирсова, А. Кравченко, группы «Март» и других.

    В последние годы, когда не стало идеологической цензуры, стали с успехом проходить выставки лирического пейзажа сибирских и алтайских художников: В. Чукуева, А. Никольского, Л. Кузнецова, С. Прохорова, В. Куксы, А. Бушуева.

    Галина Леонидовна мечтала сделать выставку женского портрета, но при ее жизни этим планам не суждено было сбыться. В 2010 Галины Леонидовны Лаевской не стало. Поэтому выбор темы выставки, посвященной ее памяти, был настолько очевидным, что других вариантов просто не возникало. И художники, в разное время проводившие выставки в Доме ученых и с большим уважением относящиеся к Галине Лаевской, поддержали эту идею. Так родилась выставка «Женский портрет».

    Выставка сложилась из портретов, хранящихся в коллекции Дома ученых, произведений, принадлежащих семье Лаевских, работ из мастерских художников и двух портретов, предоставленных Государственным художественным музеем Алтайского края по просьбе авторов.

    Конечно же, возникали сомнения, насколько интересной окажется экспозиция, не будет ли слишком сложно зрителю воспринимать десятки женских образов в одном пространстве. Но выставка показала, что у каждого художника - своя композиция, свой колорит, своя глубина раскрытия характера модели.

    Неизвестная
    Неизвестная
    Неизвестный художник
    Собственность Дома ученых СО РАН

    Например, Р. Фальк говорил, что человек для него – пластический объект, но каждое лицо он всегда доводил до лика. Показанный на выставке «Портрет жены А.В. Щекин-Кротовой» (1943) Роберта Фалька, выполненный акварелью и белилами, был подарен Дому ученых после выставки его графики, которую организовала Галина Лаевская вместе с вдовой художника. Кроме трех портретов, поступивших из Русского музея, коллекция Дома ученых была представлена графическими портретами С. Витухновской, живописными портретами А. Шурица, Е. Мордвиновой и Ю. Чернова.

    Центральной частью экспозиции выставки стали портретные образы самой Галины Леонидовны. Это работы, находящиеся в семье - литография Т. Владовой «Портрет искусствоведа Галины Лаевской» и парный портрет семьи Лаевских, исполненный А. Шурицем. В коллекции Дома ученых хранится живописный портрет «Галина» Натальи Толпекиной, который на выставке экспонировался впервые. Недавно поступил портрет Галины Лаевской работы В. Бухарова, быстрый набросок, написанный с натуры в мастерской художника в 1970 году.

    В современном портретном искусстве традиционно соперничают схожесть с натурой и живописность. Известной проблемы так называемого заказного VIP-портрета, кажется, удалось в экспозиции избежать. А интересным оказалось то, что творческая манера художников среднего поколения (С. и Д. Меньшиковых, А. Арестова, Е. Лукина, Л. Шляга, В. Хандрыкина, С. Пермякова) мирно уживается с классическими живописными портретами их учителей (И. Мамонтова, М. Ковешниковой, А. Никольского).

    Примером выдающегося мастерства в создании проникновенного женского образа можно назвать "Портрет жены художника» Народного художника А. Никольского. Портретного сходства он достигает не «фотографичностью» лица, а общим ощущением от образа, эффектами освещения, колоритом. Главное для художника - живописность, одухотворенная трепетным отношением к любимой модели и подруге.

    На выставке нашлось место и фотографии. Впервые здесь был представлен публике проект М. Шереметевой, серия костюмированных фотопортретов, сделанных в мастерской известного петербургского арт-терапевта А.В. Гнездилова.

    По отзывам зрителей понятно, что выставка состоялась и, может быть, она откроет новую страницу истории выставочного зала Дома ученых. Для многих она стала данью памяти выдающейся личности Галины Лаевской. На открытии выставки друзья и коллеги отмечали ее замечательный вклад в развитие не только искусства нашего города, но самого отношения к изобразительному искусству. Сформировалось целое поколение, прекрасно разбирающееся в стилях и направлениях современной живописи и графики. Несколько лет Галина Леонидовна вела передачу «Палитра» на ГТРК, где в прямом эфире проходили встречи с художниками, проводила экскурсии и лекции по искусству.

    Многие факты очень содержательной творческой биографии Г. Лаевской, тесно связанной с историей искусства нашей страны второй половины ХХ века, изложены в ее книге «Встречи в выставочном зале», вышедшей в апреле 2010 года в издательстве «Новый хронограф» в серии «От первого лица. История России в воспоминаниях, дневниках, письмах». Так и выставка женского портрета стала своеобразным творческим отчетом выставочного зала, где история встретилась с современностью, чтобы продолжиться уже за пределами нашего экспозиционного пространства. И, может быть, возвратится мода на живописные портреты, написанные с натуры. Выставка показала, что жанр этот прекрасен и мастерство портретиста пока не забыто безвозвратно.