• Главная
  • Архив журнала
  • Оглавление - 1(07)2012
  • Личность
  • П.Л. Поротников. Свет и тепло сибирского пейзажа...
  • П.Л. Поротников. Свет и тепло сибирского пейзажа

    И.Л. Косенкова

    432
  • П.Л. Поротников. Свет и тепло сибирского пейзажа

    Павел Леонтьевич Поротников, известный сибирский художник, член Союза художников СССР, родился 2 августа 1922 года в селе Малая Черемшанка Колыванского района Новосибирской области. До 1935 года жил в селе Кандыково и учился у замечательного педагога Прокопия Никитича Никифорова, пробудившего у мальчика любовь к родной природе и заметившего в нем способности к рисованию. Затем Павел Леонтьевич учился в школе крестьянской молодежи во Вьюнах, тех самых Вьюнах, о которых писал А.П. Чехов. Позднее семья переехала на жительство в Новосибирск, и Поротников работал в 1938 - 1939 годах в товариществе «Художник».

    С 1938 по 1941 годы П.Л. Поротников учился в Омском художественном училище имени М.А. Врубеля. А дальше – война. Девятнадцати лет он был направлен сначала в летное военное училище, а затем в минометное, в город Барнаул. Боевое крещение получил в звании лейтенанта на Курской дуге. Дошел до Берлина. За форсирование Днепра был награжден орденом Красной Звезды, за бои на Одере и взятие Берлина – орденом Боевого Красного Знамени. Его ратный труд отмечен еще несколькими медалями. Войну художник закончил в звании капитана, демобилизовавшись в 1946 году.

    Образование будущий художник продолжил в Костромском художественном училище с 1948 по 1951 годы, где в то время преподавал живописец и пейзажист Николай Павлович Шлеин, современник В.А. Серова и И.Е. Репина. За историческую композицию «Минин и Пожарский» П.Л. Поротников получил диплом с отличием.

    В конце 1950-х годов несколько художников – П.П. Давыдов, С.И. Кобелев, А.А. Пятков, В.П. Хлынов - переехали из города Новосибирска в область. Среди них и П.Л. Поротников. Тогда это было принято называть «творческой командировкой». Командировка Поротникова растянулась на десятилетие, с 1956 по 1966 годы. Вместе с семьей он поселился в колыванском селе Вьюны. И в эти десять лет своей жизни во Вьюнах Поротников стал художником. Художником – пейзажистом. Там же определилась и главная тема его живописи - пейзажи родного села и виды его окрестностей. Зимние картины с деловитыми дымками, энергично вздымающимися к небу от заснеженных деревенских крыш. Или отражающиеся в темной талой воде деревенские избы и черная мокрая весенняя земля, подчеркивающая дивную белизну задержавшегося последнего снега. Кудрявые березы, то развесившие лилово-серые кружева своих голых ветвей, то сверкающие нежной зеленью вдоль заборов или проселков. Часто в картинах Поротникова пейзаж представляет собой панораму одного и того же, повторяющегося в разных холстах, вида села или его окрестностей, изображенного в разное время года или в разное время суток.

    П.Л. Поротников. Свет и тепло сибирского пейзажа

    Лирические пейзажи Поротникова имеют две отличающие его искусство особенности, которые и выделили этого скромного художника из общего ряда живописцев. Его лучшие пейзажи романтичны и трогательно эмоциональны. Эти черты им придает освещение. Иногда в виде сияющего света вечернего солнца. Солнечный и теплый, ликующий свет заливает все полотно и вносит в картину современного села сказочную и праздничную радость. Иногда у Поротникова пейзажи зимних, летних или холодных весенних дней лишь чуть согреты лежащими на холодных снегах и сумеречных просторах скупыми полосами розового или розовато-сиреневого, удивительно «живого» света. Этот «живой» свет воспринимается как образ того чувства, которое испытывает сам художник к предмету изображения.

    Пейзажный мотив в картинах Павла Поротникова, как правило, представлен в виде панорамы. Широкая панорама зачастую представляет пространство земли убегающим своими далями в глубину, композиция его пейзажей словно «раскатана» снизу вверх - от нижнего края холста к верхнему. Так художник открывает своему зрителю необъятные просторы сибирской земли. Наверное, чаще, чем другие современные пейзажисты, Поротников выбирает формат холста, предельно вытянутый по горизонтали. Соотношение высоты и ширины холста в некоторых картинах равно одному к четырем. Это не только позволяет охватить взглядом раскинувшееся по холмам родное село, прочувствовать размах и ширь сибирского пейзажа, но и придать картине определенную динамику. За редким исключением, эти широкие панорамные композиции чрезвычайно оживлены. Их оживляют не только энергичные линии разворачивающихся массивов пашни, разбегающихся дорожек, перекинутого через реку мостка, вьющихся в небо дымов, но и населяющие его полотна различные персонажи. Порой они собраны в отдельные группы, представляющие собой занимательные сельские жанровые сценки. Крошечные фигуры в его картинах - отнюдь не исполнители роли стаффажа. Они, вписываясь в общий ритм картины, бодро шагают по утренним делам, проезжают на лошадях, собираются у автобуса, удят рыбу, готовят обед у костра в поле…

    Этот «поротниковский» мир населяют не только люди. Это могут быть птицы. Стая или только одна птица, притаившаяся в ветвях или низко пролетающая над лугом. Это и цепочка крошечных теплых огоньков, сверкнувших вдали за монументальными стогами в поздний летний и туманный вечер. Очень часто в роли живого и веселого члена сельского сообщества выступает трактор.

    Бодрый и жизнеутверждающий нерв, определяющий содержание сельских пейзажей П.Л. Поротникова, рождается в этих ритмах.

    Пейзажные полотна П.Л Поротникова создавались в ту пору, когда происходило становление плеяды русских писателей-деревенщиков. Описания природы, ее «голоса» в русской советской прозе созвучны и его деревенскому творчеству.