• Главная
  • Архив журнала
  • Оглавление - 1(01)2010
  • Поиски и открытия
  • Забытый портрет архитектора А.Д. Крячкова...
  • Забытый портрет архитектора А.Д. Крячкова

    И.Л. Косенкова

    364
  • Портрет А.Д. Крячкова. 1943
    Портрет А.Д. Крячкова. 1943
    Н.Ф. Смолин

    В начале 1990-х годов по просьбе Новосибирской картинной галереи1 и с разрешения Министерства культуры РФ Новосибирский областной краеведческий музей передал на постоянное хранение в галерею сорок живописных произведений, предназначенных к списанию. Эти полотна производили впечатление очень ветхих, были частично увлажнены, местами забрызганы известью, чрезмерно покрыты пылью. Большая их часть была безымянна. В документах не были указаны названия картин и их авторы или же неверно названы и художники, и сами картины.

    Специалисты художественного музея – хранители и реставраторы - определили условия и режим хранения, которые со временем позволили признать удовлетворительной сохранность переданных полотен или, выражаясь иначе, сохранить и продлить этим картинам жизнь.

    Исследования и самих произведений, и трудно различимых, почти нечитаемых надписей и наклеек на оборотах подрамников и рам, сделанных в прошлые годы прежними хранителями краеведческого музея, дали возможность со временем установить многих авторов и названия картин. А изучение различных справочников и каталогов помогло в уточнении атрибуций.

    Прошли годы, и, несмотря на то, что предстоит еще большая исследовательская работа, может быть, не одного поколения сотрудников музея, стало ясно, насколько разумно и профессионально поступили все участники этой, как теперь принято говорить, акции. Коллеги-краеведы, решившись передать свои экспонаты искусствоведам – специалистам в области сохранности и изучения живописи, - спасли, как теперь доказано, уникальную коллекцию. Исследование этой коллекции позволило сделать ряд значительных открытий. Часть спасенных картин уже была показана на выставках художественного музея, а некоторые полотна даже введены в постоянную экспозицию. Многое еще предстоит сделать.

    Эта статья посвящена произведению, которое связано с историей Новосибирска и его архитектурой.

    Этот портрет в самом первом списке переданных хранителю картин был обозначен так: «Смолин. Творч. портрет архитект. Крячкова»2. Он представляет собой погрудное и развернутое в три четверти влево изображение седого худощавого мужчины в домашней мягкой куртке или халате темно-серого цвета с серо-желтым шалевым воротником и манжетами, в белой рубашке и синем галстуке. Мужчина изображен сидящим за столом перед открытой толстой книгой, но его голова и уверенный резкий жест левой руки обращены к зрителю. На заднем плане слева – окно с тяжелой зелено-синей драпировкой, за ним видны по-осеннему голые стволы и ветви деревьев с редкими листьями. На подоконнике букетик темно-красных цветов в стеклянной вазочке с высокой ножкой, похожей на рюмку. Правее, за спиной мужчины, интерьер представляет стоящие на полках и большой этажерке старинные декоративные вазы. В правом верхнем углу картины есть авторские подпись и дата, выполненные светло-коричневой краской: Н.Смолин Х. 43 г. На обороте светлой, почти белой, краской сделана крупными буквами надпись: Доктор технических наук А.Д. Крячков проф. архитектуры Сибстрина.

    В одной из старых, полувековой давности, публикаций автору довелось видеть это произведение Н.Ф.Смолина в черно-белом изображении. Но затем портрет, видимо, «осел» в фондах краеведческого музея и выпал из поля зрения земляков. 3

    Сравнение с фотографическими изображениями А.Д. Крячкова говорит о внешнем сходстве с моделью. Композиционное и сюжетное решение портрета отличается от сложившейся в те годы иконографии знаменитых людей, официально признанных советской властью. В годы войны, с ее суровым бытом, с преобладанием в живописи тех лет темы героической, возвышенной или строго и сурово официальной, Смолин словно возвращается к началу века, к ранним двадцатым годам. В его портретах тех лет часто повторяется сюжетный мотив - модель изображена с книгой в руке или с шитьем на фоне зеленых деревьев или интерьера. От тех ранних портретов, написанных плотно и уверенно, исходило обаяние тепла и уюта.

    А.Д. Крячкова, заслуженного человека, отмеченного многими званиями, должностями и признанием современников, художник тоже помещает в тишину и уединение, в интимную атмосферу кабинета, в окружение красивых вещей и пейзажа за окном. Возможно, интуиция художника в годы лихолетья обнажала потребность в красивом, душевном и теплом. Возможно, на Смолина оказал влияние М.В. Нестеров, который изображал ученых, хирургов, скульпторов и музыкантов в тиши кабинетов, с инструментом в руках… 4

    Первое, несколько неловкое название «Творческий портрет архитектора» выдает желание защититься и отстоять право художника на свое видение модели, право на создание интимного, «домашнего» образа в портрете. Можно с уверенностью утверждать, что Николай Федорович Смолин бывал в кабинете и в квартире Андрея Дмитриевича Крячкова и ему приходилось встречаться с ним в непринужденной домашней обстановке и бывать его собеседником. Они оба бывшие томичи, у них общий круг знакомых.

    Н.Ф. Смолин знает Крячкова как человека умного и сильного. Способного и готового отстаивать свое мнение, умеющего доказывать свою правоту и убеждать собеседника. Это видно по открытому и твердому взгляду, чуть приподнятому подбородку волевого и уверенного в своей правоте человека. Выразительный жест, чуть растрепанные волосы при строгом галстуке и аккуратном воротничке белой сорочки придают образу этого интеллигентного человека характер живой и объемный.

    Отказавшись от подробного стилистического анализа, отметим следующее. Вновь обретенный портрет А.Д. Крячкова был создан выдающимся сибирским художником Смолиным в трагическом сорок третьем году. Он открыл новые стороны творчества мастера в этот период. Отметим желание художника освободиться от рутины заказных портретов 5. Сменить палитру и преодолеть уныние и унылость серых и голодных военных будней. Обрести надежду. В нашем портрете эти черты заданы и необычным для Смолина 1940-х годов композиционным построением, и названными выше атрибутами, введенными в сюжетную структуру картины и расширившими ее цветовой диапазон. Однако теплую и жизнеутверждающую ноту, хорошо прочувствованную в ранних произведениях, сменило иное настроение. Холодноватая сдержанность модели выражена общим цветовым тоном колорита, разлитым в его атмосфере. И это тот случай, когда объективная реальность помимо воли художника вплетается в художественный образ.

    В собрании Новосибирского музея в числе достаточно большой коллекции произведений Николая Федоровича Смолина, состоящей из его разнообразных по манере портретов6, пейзажей, автопортретов, ранних штудий обнаженной натуры, портрет А.Д. Крячкова занял достойное место.

    ПРИМЕЧАНИЯ

    1.

    Ныне Новосибирский государственный художественный музей (НГХМ).

    2.

    Смолин, Николай Федорович (1888 – 1962). Портрет архитектора А.Д. Крячкова. 1943. Холст, масло. 59х70. Ж-1707 НГХМ.

    3.

    Смолин, Николай Федорович. Родился в 1888 на одном из приисков Пермской губернии. Умер в 1962 в Новосибирске. Живописец, график. Работал в жанрах портрета, пейзажа, тематической картины. С 1900 жил в Томске. Учился в студии Капустиной (Капустиной-Поповой) Августы Степановны (1863-1941), ученицы П.П.Чистякова. Окончил Казанскую художественную школу (1906-1911), ученик Н.И. Фешина. В 1911-1935 жил и работал в Томске. Участник выставок с 1910. Член Томского общества любителей художеств, член его правления и участник выставок Общества и других томских выставок. Член и председатель Томского филиала АХРР (Ассоциации художников революционной России) (1925-1931). Член Союза советских художников с 1933. С 1935 жил в Новосибирске.

    Крячков, Андрей Дмитриевич. Родился в 1876 в деревне Вахарево Ростовского уезда Ярославской губернии. Умер в Сочи в 1950. Архитектор, инженер-строитель. Профессор, доктор технических наук. Лауреат международных премий. Учился в С.-Петербурге в Институте гражданских инженеров (1897-1902). С 1902 по 1930 жил в Томске. Работал как строитель. Архитектор и преподаватель архитектурного проектирования и рисования в высших учебных заведениях Томска. Член-учредитель Томского общества любителей художеств, член его правления и участник выставок Общества. С 1930 жил и работал в Новосибирске. По его проектам и при его участии в течение тридцати лет, начиная с 1910-х, созданы основные градообразующие сооружения Новониколаевска-Новосибирска.

    4.

    Смолин, Николай Федорович (1888 – 1962). Портрет архитектора А.Д. Крячкова. 1943. Холст, масло. 59х70. Ж-1707 НГХМ.

    5.

    Можно вспомнить картины Н.Ф. Смолина из собрания Новосибирского художественного музея: Ж-246. Портрет поэта Смердова. Холст, масло.69,5х49 и Ж-603. Портрет Елизаветы Стюарт. Холст, масло. 60х50.

    6.

    В НГХМ много лет хранится портрет томского архитектора Петра Федоровича Федоровского (Ж-244. Смолин Н.Ф. Портрет архитектора Федоровского. 1915. Холст, масло. 69,8х49,6), сыгравшего решающую роль в становлении биографии А.Д.Крячкова- архитектора... Федоровский, Петр Федорович (1864-?) – архитектор. Учился в Академии художеств (1885-?).Жил и работал в Томске в 1895-1905 и в 1910-х годах; с 1913 работал в должности городского архитектора. С 1913 член Томского общества любителей художеств, член его правления и участник выставок Общества и других томских выставок.