• Главная
  • Архив журнала
  • Оглавление - 3(13)2013
  • Поиски и открытия
  • Загадка портрета А.Н. Оленина...
  • Загадка портрета А.Н. Оленина

    В.А. Варнек

    404
  • Портрет А.Н. Оленина. 1822
    Портрет А.Н. Оленина. 1822
    Г.Ф. Гиппиус

    9 декабря 2013 года исполняется 250 лет со дня рождения видного государственного деятеля, президента Академии художеств (АХ) Алексея Николаевича Оленина (1753 – 1843). Под его началом с 1817 по 1843 год преподавателем портретной живописи в Академии работал мой предок Александр Григорьевич Варнек, исполнивший известный живописный поколенный портрет президента АХ. В последнее десятилетие в литературе сложились различные суждения о времени создания этого произведения. Если в публикациях прошлых лет он датировался «до 1820 года» [1, 2], «около 1820 года» [3], «не позднее 1820 года» [4], то в публикациях последнего времени дату написания портрета стали указывать так: «не ранее 1824 года» [5–8]. Разбираясь с этим вопросом, автор настоящей заметки пришел к выводу, что причина различий дат связана с орденами.

    Известно, что А.Н. Оленин имел следующие награды: орден св. Анны II степени (1797), орден св. Иоанна Иерусалимского (1800), орден св. Анны I степени (1807), алмазные знаки к ордену св. Анны (1811), орден св. Владимира II степени (1812), орден св. Александра Невского (1824), алмазные знаки к ордену св. Александра Невского (1834), орден св. Владимира I степени (1841).

    В более ранних публикациях [1–3] ордена в описаниях портрета не упоминаются вовсе. Правда, в примечании к аннотации в монографии В.С. Турчина отмечается: «Л.В. Тимофеев считает, что портрет надо датировать промежутком времени от 1824 года, когда Оленину была пожалована звезда Александра Невского, до награждения его знаком отличия беспорочной службы, учрежденным в августе 1827 года» [3]. Однако В.С. Турчин, считая, что портрет написан около 1820 года, никак не комментирует приведенное мнение Л.В. Тимофеева о другой его датировке. В свою очередь в каталоге выставки Научно-исследовательского музея Российской Академии художеств, где портрет находится и датируется «не позднее 1820 года», без всяких комментариев говорится: «изображен с орденами св. Владимира и св. Александра Невского» [4]. В последующих публикациях [5–8], в которых портрет относится ко времени не ранее 1824 года, он просто воспроизводится без перечисления наград.

    Обратим внимание еще на одну деталь. А.Н. Оленин запечатлен на обсуждаемом портрете с двумя орденами на левой стороне мундира. Согласно каталогу Музея АХ, это орден св. Владимира II степени (звезда его находится пониже) и орден св. Александра Невского [4]. Сличение данных орденов со списком наград А.Н. Оленина показывает, что двух орденов, полученных ранее, на мундире президента нет, и этот факт мы пока просто фиксируем.

    Портрет А.Н. Оленина. Иллюстрация из Полного собрания сочинений А.С. Пушкина
    Портрет А.Н. Оленина. Иллюстрация из Полного собрания сочинений А.С. Пушкина
    А.Г. Варнек

    Наличие на мундире А.Н. Оленина ордена св. Александра Невского дает основание считать, что портрет написан действительно не ранее 1824 года, как полагает Л.В. Тимофеев и как датируют его многие авторы [5–8]. Однако в пользу первой из названных дат имеется также серьезный аргумент. Портрет этот входил в число пяти работ Александра Варнека, представленных им на академической выставке 1820 года, и обсуждался критиками в прессе тех лет [3, 4, 9, 10]. В одной из статей говорилось, в частности, что президента Академии Оленина можно узнать даже по рукам, закрыв сам портрет [3, 9]. «Такое сходство, такая верность!» – говорит автор статьи устами одного из зрителей. Этот отзыв свидетельствует, кстати, о том, что на выставке экспонировался именно поколенный портрет А.Н. Оленина.

    Согласовать разные точки зрения о датировке произведения можно, предположив, что на портрете, выполненном в 1820 году, ордена были позже переписаны. Сделал это, скорее всего, сам А.Г. Варнек в 1824 году, когда на квартире Олениных писал портрет Елизаветы Марковны Олениной, супруги Алексея Николаевича [11, 12]. Поскольку статья В.И. Григоровича, рассказывающая об этом портрете, появилась в начале 1825 года [11, 12], указанную дату исправления портрета А.Н. Оленина, приобретшего статус парного [3], можно считать достаточно точной.

    Сравнительно недавно я нашел доказательство тому, что ордена на поколенном портрете А.Н. Оленина были действительно переписаны. Им является репродукция на сайте «Русская портретная галерея» [13] поясного графического изображения А.Н. Оленина работы А.Г. Варнека с другим набором орденов. На этой иллюстрации, позаимствованной из Полного собрания сочинений А.С. Пушкина, также изображены две награды, но одна из них находится на левой, а вторая – на правой половине мундира. Учитывая правила ношения орденов и список наград А.Н. Оленина, можно прийти к однозначному выводу, что здесь слева находится лишь орден св. Владимира II степени, а справа – орден св. Анны I степени, который отсутствует на поколенном портрете. Этот орден, кстати, намного более отчетливо виден на литографическом портрете А.Н. Оленина работы Г.Ф. Гиппиуса 1822 года [14].

    Очевидно, что графический портрет А.Н. Оленина, воспроизведенный в Полном собрании сочинений А.С. Пушкина, был выполнен еще до его награждения орденом св. Александра Невского и до написания поколенного портрета (в самом конце 1819 или в самом начале 1820 года). Сопоставление графического и живописного изображений показывает практически полное сходство облика портретируемого на них и выявляет лишь различие в числе пуговиц на мундире (на поколенном изображении их на две больше).

    Портрет А.Н. Оленина. Научно-исследовательский музей Российской Академии художеств
    Портрет А.Н. Оленина. Научно-исследовательский музей Российской Академии художеств
    А.Г. Варнек

    В списках произведений А.Г. Варнека как у М.М. Раковой, так и у В.С. Турчина наряду с поколенным портретом А.Н. Оленина указан еще один небольшой его графический портрет (19,4х17,2 см) из собрания музея А.С. Пушкина (г. Пушкин), который, как считает Турчин, послужил эскизом для большого поколенного портрета [1, 3]. Можно думать, что именно с него и была выполнена иллюстрация для Полного собрания сочинений А.С. Пушкина, на которой изображен орден св. Анны I степени, но еще нет ордена св. Александра Невского. Существование такого портрета подтверждает версию о том, что вначале на поколенном портрете были другие ордена и именно с ними он фигурировал на академической выставке 1820 года. В 1824 году набор орденов на портрете был заменен. Временем написания портрета следует считать, таким образом, 1820 год, но с примечанием, что ордена в 1824 году были переписаны. Для ясности замечу, что 1820 год можно считать вполне надежной датой исполнения портрета и нет смысла писать, например, «около 1820 года», поскольку в Собственном списке работ художника (отчете за 1819 год) портрет А.Н. Оленина отсутствует [3].

    ЛИТЕРАТУРА

    1.

    Ракова М. М. Список работ А.Г. Варнека // Очерки по истории русского портрета первой половины XIX века. - М. : Искусство, 1966.

    2.

    Каталог выставки «225 лет Академии художеств СССР». - М. : Изобразительное искусство, 1985. С. 110.

    3.

    Турчин В.С. Александр Григорьевич Варнек. 1782-1843. - М. : Искусство, 1985. С. 133.

    4.

    Каталог выставки НИМ РАХ и галереи искусств Зураба Церетели «Немцы и академия художеств». - М., 2003.

    5.

    Майорова Н., Скоков Г. История русской живописи. - М. : Белый город, 2006. С. 105.

    6.

    Файбисович В. Ясная польза Отечеству, увы, недооцененная современниками и потомками, отличала деяния Алексея Николаевича Оленина // Покровитель искусств и наук Меценат. 2006. № 4. С. 36–38.

    7.

    Русские живописцы XVIII–XIX века: биографический словарь. - СПб. : Азбука, 2008. С. 125.

    8.

    Бедретдинова Л.М. Александровский ампир. - М. : Белый город, 2008. С.23.

    9.

    Изящные искусства. Академия художеств // Сын отечества. 1820. № 39. С. 268-270.

    10.

    Бестужев А. Письмо к издателю // Сын отечества. 1820. Ч. 66, № 1. С. 166–167.

    11.

    Тимофеев Л.В. История одного портрета // Невское время. 2000. № 5, 13 января.

    12.

    Чурилова Е.Б. Возвращение портрета // Петербургские чтения 98 – 99. Материалы Энциклопедической библиотеки «Санкт-Петербург – 2003». - СПб. : Издательство «Петербургский институт печати». С. 274–278.

    13.

    Русская портретная галерея. Энциклопедия

    14.

    Г. Миролюбова. Русская литография. - М. : Центрполиграф, 2006.