Классика в эпоху авангарда
Автопортрет. 1919 | |
А.В. Шевченко |
2013 год – год 130-летия со дня рождения Александра Васильевича Шевченко (1883 – 1948). Этой дате посвящена выставка произведений замечательного художника из собрания Новосибирского государственного художественного музея.
Характерная фигура среди русских художников первой половины XX века, Шевченко был последовательным сторонником новаторства и эксперимента в искусстве. Это качество сочеталось в нем с глубоким уважением к традициям, о чем свидетельствует все его творчество.
Родившись в Харькове в разночинной семье (отец – приказчик, мать – из обедневших дворян), будущий художник не сразу пришел в мир искусства. Сначала было реальное училище, потом Строгановское училище, затем в 1907 году, после творческой поездки в Париж, – живописное отделение Московского училища живописи, ваяния и зодчества, куда его приняли сразу в последний, натурный, класс. Среди немногих преподавателей, оказавших влияние на формирование его творческого потенциала, основное место занимает К.А. Коровин. Знакомство и дружба с Михаилом Ларионовым привели Шевченко в ряды авангардистов, ниспровергателей старого искусства. Он входил в такие художественные группировки как «Бубновый валет», «Ослиный хвост», «Мишень». В это время он написал несколько теоретических работ, в том числе «Неопримитивизм. Его теория. Его возможности. Его достижения» и «Принципы кубизма и других течений в живописи всех времен и народов».
В ученический период сильно было влияние символизма, в духе которого исполнены некоторые его ранние произведения. Господствующим стилем для Шевченко в 1910-е годы был неопримитивизм. Художник использовал художественные приемы лубка, вывески, провинциальной фотографии. Лучизм (одно из абстрактных направлений), изобретенный Ларионовым, и футуризм были всего лишь яркими эпизодами в его творчестве. В 1920-е годы он испытывает увлечение принципами Сезанна, что способствовало в дальнейшем созданию монументального станкового стиля. В творчестве Шевченко слились воедино ранние наивно-примитивистские тенденции, сочетающиеся с заимствованиями у Пиросмани, и поиски классически ясного построения. Речь в данном случае идет о так называемой «восточной серии» 1930-х годов. Завершается творчество А.В. Шевченко в русле требований времени. Конец 1930-х и 1940-е годы для него – это приближение к натуре, овладение сложной световоздушной средой, несомненная поэтизация прозы жизни.
Лучистая композиция. Утки. 1914 | |
А.В. Шевченко |
Новосибирский государственный художественный музей обладает значительной коллекцией произведений А.В. Шевченко. Все они, кроме картины «Женщины на берегу моря», поступившей в 1970 году из коллекции Л.М. Розенфельда (Ленинград), были приобретены у дочери художника Татьяны Александровны Шевченко в 1980 – 1981 годах после проведения его выставки в стенах музея. В нынешней юбилейной экспозиции представлено 30 работ художника, которые дают возможность судить о разных сторонах его дарования и о разных этапах его творческой эволюции.
Ранний период представлен эскизами костюмов к опере Н.А. Римского-Корсакова «Млада» (1910), в которых художник показывает себя умелым мастером в театрально-декорационном искусстве. В дальнейшем Шевченко не обращался к работе в театре. Акварель «Отдых денщика» (1914) исполнена в духе неопримитивизма, который был популярен в начале 1910-х годов в среде художников «Бубнового валета» и других объединений. Картина «Лучистая композиция. Утки» (1914) является характерным примером авангардизма в живописи того времени.
Конец 1910-х – начало 1920-х годов показан на выставке в основном графическими листами. Помимо работы над карандашными рисунками, художник много экспериментирует в техниках литографии и линогравюры. Привлекает внимание «Автопортрет» (1919), острый, энергичный по исполнению. В живописи в это время А.В. Шевченко обращается к натурализму. Примером подобного рода является «Портрет жены в серой шляпке» (1920) с его тонко разработанной цветовой гаммой и точной выразительной характеристикой модели.
Женщина в белой шали. 1931 | |
А.В. Шевченко |
С середины 1920-х годов, когда художник совершает несколько творческих командировок на Кавказ (Аджария и Азербайджан) и в Крым, появляются работы, которые создают ему славу оригинального и самобытного мастера. К этому циклу относится большинство графических и живописных произведений на выставке. Среди них выделяются прекрасная монотипия «Женщина в белой шали» (1931) и гуашь «Сбор урожая в Аджарии» (1933), дающие наиболее полное представление о новых идеалах художника. Органично с новым стилем сочетаются реминисценции из Сезанна: «Зеленый пейзаж» и «Пейзаж с сухим деревом» (1929).
Несколько живописных произведений конца 1920-х – начала 1930-х годов из коллекции музея являются его гордостью. Особо стоит отметить спокойную и величественную композицию «Женщины на берегу моря» (1933), в которой художник любуется миром простых человеческих ценностей, находя в нем высокую красоту и достоинство. В картине «Паровоз. Этюд» (1930) А.В. Шевченко, сопоставляя старое и новое, создает пластически гармоничную композицию, в которой ни одна из составляющих (дремотный мир кавказского селения и врывающийся в него паровоз) не становится доминантой.
«Натюрморт с батоном и фруктами» (1947 – 1948) – одна из последних работ художника. Полотно принадлежит к тому периоду творчества Шевченко, когда он обращается к поэтически понятому натурализму. Мир города, его дворов и окраин, мир обыкновенных людей становится для него источником вдохновения. В этом простом, постановочном по характеру натюрморте в полной мере проявляется талант живописца, любящего и понимающего цвет, форму, характер вещественного мира. Не претендующая на глобальные открытия картина является достойным завершением творческого пути художника.
Художественное наследие А.В. Шевченко вошло в золотой фонд отечественного искусства и неразрывно связано с его поступательным ходом. Оно привлекло широкого зрителя начиная с 1970-х годов и до сих пор находится центре внимания исследователей и любителей искусства. Благодаря уникальности художественного стиля, в котором удачно сочетаются интерес к монументальным формам и их лирико-романтическая интерпретация, а также созданному им неоднозначному миру, где за видимым спокойствием и уравновешенностью часто скрыто напряжение, мощная энергия жизни, Александр Васильевич Шевченко остается Мастером, дающим нам духовную пищу для созерцания и размышлений.